С октября 2010 года не только в нашей республике, но и по всей стране цены на топливо стали стремительно расти. Транспортная составляющая у предприятий реального сектора экономики выросла как на дрожжах, что сказалось на себестоимости продукции и ценах. Но на этом беды не закончились. За ростом цены стал ощущаться дефицит ГСМ. Сильнее всего эти изменения ударили по работе лесников, у которых продолжается «жаркий» сезон заготовки и вывозки древесины. Многие предприятия оказались на грани остановки, что вылилось в колоссальные убытки.
Искусственный ажиотаж?
По словам генерального директора ООО «Комилесбизнес» из Усть-Куломского района Александра Игнатова, ситуация по обеспечению предприятий дизельным топливом является крайне сложной.
– С прошлого года и по сей день Ухтинский НПЗ не отпускает дизельное топливо автоналивом, – пояснил А.Игнатов. – Причем даже некоторым своим дочерним предприятиям. Мотивируется это тем, что топлива для внутреннего рынка нет, все отправляется на экспорт. На АЗС «с пистолета» заправка ограничена до ста литров. Таким образом, открыт путь для спекулятивного роста цен. Скажу по своему предприятию: с конца ноября 2010 года и по настоящее время стоимость дизельного топлива выросла на 33%, с 25 до 33 тысяч рублей за тонну.
Заместитель генерального директора ООО «Лузалес» Андрей Пийр возмущен не меньше. Он не может найти ответ на вопрос, почему раньше дизельное топливо было самым дешевым, а сегодня дороже высококачественного бензина марки АИ-95.
– Лесопромышленники работают автоналивом, – пояснил А.Пийр. – В лесу нет АЗС. С 18 декабря прошлого года идут сбои в обеспечении дизельным топливом по кредитным картам. Цена на него выросла, что уже сказалось на себестоимости заготовки и вывозки куба древесины. Но даже независимо от стоимости топлива приобрести его чисто физически невозможно, приходится везти из соседних регионов. Дошло до того, что доставали солярку с запасников для подводных лодок в Архангельской области, чтобы не остановить работу в разгар сезона лесозаготовок. Ведем переговоры с Уфой и Пермью. Но внятного ответа о причинах сложившейся ситуации от поставщиков топлива нет.
С 29 декабря прошлого года стали отпускать топливо наливом по новым ценам, а с января опять начались перебои, что вынуждает предприятия лесной отрасли искать других поставщиков, а это уже вопрос качества топлива, которое должно гарантировать бесперебойную работу техники даже в морозы.
Представители лесного бизнес-сообщества не могут прогнозировать устойчивую работу, реализовывать проекты расширения мощностей, не имея гарантированных поставок топлива, потребности в котором растут. Особенно страдают предприятия малого бизнеса, работающие на услугах по вывозке древесины.
Официальная версия повышения цен на ДТ – рост акцизов на солярку. Однако такое объяснение не устраивает лесопромышленников, которые считают, что на фоне взлета цен был искусственно создан дефицит топлива. Представители лесного бизнеса обратились в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Победа не гарантирована
К решению проблемы повышения цен на моторное топливо подключились и антимонопольщики. Если рост превышает пять процентов, антимонопольное ведомство обязано проанализировать ситуацию и найти причины изменений. Цены на дизельное топливо в конце прошлого года изменились на 38%, а в январе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 42%.
По словам руководителя Коми УФАС России Ярослава Бордюга, цены на моторное топливо в России являются свободными, рыночными. Государство не может вмешиваться в процесс регулирования цен на транспортировку и реализацию нефтепродуктов. Но антимонопольная служба следит, чтобы доминирующие субъекты, работающие в этой сфере, не злоупотребляли своим положением, в том числе путем установления монопольно высоких цен.
В Коми региональный реестр доминирующих хозяйствующих субъектов на рынке реализации моторного топлива входит компания ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Анализ показал, что ситуация вызвана ростом оптово-закупочных цен основного поставщика моторного топлива в республике – ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». Коми УФАС России пришло к выводу, что в этом сегменте могут иметь место признаки установления монопольно высокой цены.
– Внеплановая проверка на Ухтинском НПЗ показала, что завод не виноват в завышении цен, так как изменились цены на сырье, которое поставляет компания «ЛУКОЙЛ», – пояснил Я.Бордюг. – Ситуация с ростом цен сложилась во всех регионах России в конце года. Тем не менее все материалы проверки будут направлены в ФАС России для принятия мер, так как офис головной нефтяной компании находится в Москве.
ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» входит в вертикально интегрированную нефтяную компанию ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», с участием которой, как головной компании, устанавливаются в том числе и оптовые цены на нефтепродукты, отпускаемые нефтеперерабатывающим заводом.
ОАО НК «ЛУКОЙЛ» в составе группы юридических лиц, включая ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», входит в федеральный реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке составляет свыше 35 %. Поэтому рассмотрение вопроса о наличии или отсутствии признаков установления монопольно высокой цены на продукцию ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» находится в компетенции ФАС России.
Если будет доказана необоснованность завышения цен, то компании грозит штраф в размере от одного до 15 процентов годового оборота. Однако, как показывает практика 2008 года, когда было инициировано разбирательство по ценам на топливо, на скорую победу потребителям топлива рассчитывать не приходится. Расследования подобных дел длительные по времени.
– Сбор доказательной базы и рассмотрение дел в отношении топливных компаний, заподозренных в злоупотреблении доминирующим положением, процедуры трудоемкие и долгие,– отметил Ярослав Бордюг. – Ведь в случае вынесения решения его необходимо отстоять в судебных инстанциях. Спешка здесь неуместна.
По его словам, уже неоднократно затевалась «война» с «ЛУКОЙЛом», но непременно заканчивалась фиаско федеральных служб.
Вместе с тем руководитель Коми УФАС России подчеркнул, что сама процедура антимонопольного расследования, а также проведение еженедельных мониторингов цен на продукцию топливных компаний уже влияет на их поведение. Я.Бордюг напомнил, что активная позиция ФАС России в отношении крупных топливных компаний сдерживала в течение полтора – двух лет рост цен на бензин и дизельное топливо.
Возможен ли компромисс?
На совещании в Минпром-энерго РК свое мнение на происходящее высказал и директор ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (северный филиал) Эдуард Мухаметов. По его словам, возникновение такого рода ситуации прогнозировалось еще в 2010 году. Основная причина – в невыполнении лесными предприятиями условий договора на поставку топлива. Заявки на поставку ГСМ необходимо подавать за 25 дней до начала следующего месяца. Такой подход позволяет заводам-производителям топлива формировать план-свод производства продукции. Ведь без оформления заказа даже произведенную продукцию не поставят. Безусловно, поданные вовремя заявки можно уточнять в сторону увеличения или уменьшения, чтобы грамотно перераспределить ресурс.
– Нехватка топлива во второй половине декабря 2010 года возникла из-за несвоевременно поданных заявок потребителей топлива из числа лесных компаний, которые предпочли работать через посредников, – полагает Э.Мухаметов. – Из восьми предприятий, проигнорировавших подачу заявок в срок, шесть имеют договоры поставок ГСМ. Нормальный диалог был налажен только с руководством ОАО «Монди СЛПК». Несмотря на запоздалые заявки, несоблюдение условий договора лесными предприятиями, мы отпустили пять тысяч тонн сверх заявленного объема топлива. Оно отпускалось, пусть и с ограничениями, но себе в убыток. А в ответ получили упреки...
Слова Э.Мухаметова вызвали негодование со стороны участников совещания.
– Вы или лукавите, или не договариваете, – заметил начальник департамента ЛПК Минпромэнерго РК Валентин Бровкин. – Из ваших слов следует, что в течение всего 2010 года могла возникнуть ситуация дефицита топлива из-за несвоевременно поданных заявок. Но ничего подобного не произошло. И только в конце декабря начались перебои с топливом. Предприятия лесного бизнеса не были предупреждены, что заявки не поданы в срок, а это в свою очередь может обернуться топливным «голодом» при нехватке ГСМ по всей стране.
Однако первый заместитель министра промышленности и энергетики РК Александр Гибеж в поисках компромиссного решения призвал воздержаться от взаимных обвинений и поддержал поставщиков ГСМ в той части, что сокращение страховых запасов прочности и работа по заявкам предприятий является одним из путей повышения эффективности деятельности компании.
Тем не менее, как сообщил на прошлой недел А.Пийр, 26-27 января этого года, несмотря на вовремя поданные заявки, топлива нет, поэтому пришлось снова обращаться за горючим в Архангельскую область.
– И вообще обращение в прокуратуру, органы госвласти с просьбой разобраться в ситуации обернулось для нас дополнительной проблемой, – пояснил лесопромышленник. – Инициатива оказалась наказуемой. Дело в том, что из ФАС России пришел запрос, по которому мы должны представить отчет аж на 32 листах! Требуется привести информацию вплоть до того, какая зарплата у уборщицы тети Маши. Чтобы сделать полный анализ, нужно человек десять специалистов сажать за работу. Не станут ли эти труды борьбой с ветряными мельницами, если главный антимонопольщик республики говорит, что дело проигрышное?..
Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.
Рост розничных цен на бензин и дизельное топливо на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в Республике Коми на начало января 2011 года по сравнению с началом января 2010 года составил: по АИ 80 – 28%, АИ 92 – 17%, АИ 95 – 11,8%, дизельному топливу – 42,6%. При этом рост инфляции в 2010 году составил около 8,1%.
Рост средней оптовой цены ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» по Республике Коми на бензин и дизельное топливо на начало января 2011 года по сравнению с началом января 2010 года составил: по АИ 80 – 31,2%, АИ 92 – 21%, АИ 95 – 21%, дизельному топливу – 43,5%.
Ситуацию на рынке нефтепродуктов взял на контроль Госсовет РК
Председатель Госсовета РК Марина Истиховская потребовала от Антимонопольного управления разобраться
в обоснованности повышения цен на бензин. В своем запросе руководству УФАС по РК спикер парламента Коми отметила, что в последнее время по республике отмечается значительный рост розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Эта проблема рассмотрена на заседании фракции «Единая Россия» в Госсовете РК, где принято решение о проверке обоснованности повышения цен на региональном рынке нефтепродуктов. Забота о благосостоянии граждан, создание в республике комфортных условий для их жизни и работы, поддержка малого и среднего бизнеса, отметили депутаты-единороссы, являются приоритетными задачами, на решение которых направлены усилия руководства республики.
М.Истиховская считает необходимым проанализировать обоснованность повышения розничных цен на нефтепродукты на предмет соответствия антимонопольному законодательству и привлечь к ответственности соответствующих лиц и организации в случае установления нарушений законодательства с их стороны.
Отправить комментарий