Игорь Иванов: "Автомобилисты – единственные хозяева города?"

Попробуйте ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: кому принадлежит город, в котором мы живём? Наверное, самый простой и разумный ответ: всем нам, его жителям. Вряд ли кому-то придёт в голову сказать, что город принадлежит, например, градоначальнику с чиновничеством. Или что он принадлежит армии дворников – хотя ведь буквально весь город поделён между ними на участки. И тем не менее. Точно так же никому не придёт в голову утверждать, что город принадлежит автомобилистам. А как же пешеходы - разве у них меньше прав?

А теперь обратимся к конкретной ситуации и убедимся, что логика чиновников такова: именно автомобилисты – полноправные и единственные хозяева города.

30 июня в Общественной палате РК состоялся «круглый стол». Он был посвящён, казалось бы, такой локальной проблеме, как организация безопасности крестных ходов. В начале июня в Комиссию по свободе совести обратился настоятель храма в посёлке Максаковка под Сыктывкаром игумен Игнатий (Бакаев). Он написал: «Мы, православные христиане г.Сыктывкара, любим свой город и, пользуясь торжествами в честь Дня России и Дня города, выпавшими в этом году на праздник Святой Троицы, в седьмой раз собираемся пройти крестным ходом по улицам Сыктывкара. Мы соборно крестным ходом обращаемся к Богу с тем, чтобы он благословил город... С получением очередного разрешения на крестный ход чиновничество всё настойчиво вытесняет нас на тротуары (непонятно, как можно пройти по тротуарам тысяче человек с иконами на носилках 1,5 метра шириной), вытесняет с главных улиц и лишает полицейского сопровождения (тем самым управление полиции снимает с себя ответственность за возможные несчастные случаи с людьми)».

Здесь мы не будем обсуждать духовное, мистическое, воспитательное значение крестных ходов. Об этом можно поговорить в другой раз. Скажу лишь, что сама по себе ситуация изгнания крестных ходов из города не совсем обычная. Как правило, к Православной Церкви и крестным ходам отношение уважительное, и подобных проблем не возникает. Их не было много лет и в Сыктывкаре, и о.Игнатий сам говорил об этом. Но именно в последние годы, когда российское чиновничество наконец заматерело, наложило тяжёлую руку на все области человеческой жизни в стране, стало проявляться то, что верующие в письме в отношении себя корректно называют «раздражением». Это и я сам почувствовал, когда звонил чиновникам как «простой верующий»: «много тут желающих ходить везде», «со своими крестными ходами вокруг храмов ходите» и т.п. Когда представлялся, воинственно-раздражённый тон исчезал, но суть позиции оставалась той же: желательно, чтоб эти православные не мешались под ногами.

"Пока я буду командиром батальона, мы будем запрещать эти крестные ходы. В целях безопасности самих же участников..." – сказал на «круглом столе» командир отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Сыктывкару, подполковник Александр Резвинский. В поддержку своих слов он огласил выдержку из какой-то МВДшной инструкции, определявшей, чью безопасность полиция обеспечивать должна, а чью – нет. Правда, впоследствии, несмотря на непоколебимость позиции, Александр Леонидович признал, что, если будет принят законодательный акт, он заставит поступать иначе. Но при этом его «позиция не изменится никогда».

Отчего так? Откуда у офицера такая уверенность?

Очевидно, что за словами его – та самая изначальная установка, что город принадлежит автомобилям. Это такой тренд последнего времени – времени стремительной автомобилизации России: ничто не должно создавать препятствий автотранспорту. Ну, и по умолчанию – улицы, за исключением узких пешеходных дорожек (на которых, впрочем, тоже бесцеремонно ставятся автомобили), принадлежат им, автомобилистам.

Тому подтверждение - принятый недавно новый ГОСТ по дорожной разметке. Согласно ему в населённых пунктах максимальное расстояние между соседними переходами может теперь составлять 300 метров, а не 150, как ранее. Довод: «зебры» увеличивают в городе число пробок. Ведь перед пешеходным переходом водитель обязан притормозить, пропустив человека. Что же касается удобства пешеходов, то этим вполне можно поступиться.

Понятно, откуда «растут ноги» таких документов: чиновники пешком уже давно не ходят и общественным транспортом не пользуются (а это подразумевает необходимость переходить запруженные транспортом улицы).

Но вернёмся к нашему крестному ходу. Пешеходящие жители города объединились, для того чтобы организованно пройти по улицам с хоругвями и иконами; это, с формальной точки зрения, и есть крестный ход. Граждане, так сказать, решили осуществить своё конституционное право. Вроде бы этого права их никто не лишает, но в администрации города верующим предлагают пройти крестным ходом – «колонной по четыре человека» – где-нибудь по окраинам, чтоб не мешать транспорту. На возражения, что существуют традиционные маршруты крестных ходов от храма к храму, чиновники отвечают: «Измените их. Впрочем, ещё лучше – езжайте на автобусах. Чтоб не мешать автомобилистам, отправляющимся на дачи. В крайнем случае - двигайтесь по тротуару». – «Тысяча человек – по тротуару?»

Стоп. Почему жители города организованной колонной не могут двигаться по проезжей части, а по пешеходной – могут? Разве у пешехода в соответствии с законом не те же права, что у автомобилиста? Или если в джипе сидит-рулит один человек, то в силу того, что занимает места в двадцать раз больше под солнцем, чем пешеход, во столько же раз он и значимей? Почему крестный ход движению автомобилей «мешать» не должен, а вот пешеходам – пожалуйста?

«Пешеходы могут перейти на другую сторону улицы», - ответила мне на «круглом столе» Наталья Семейкина, заместитель начальника городского Управления культуры. Если ещё там тротуары есть, что совсем не факт в Сыктывкаре. А кроме того: что, у автомобилей нет маршрутов объезда?

Так я и не получил ответ на свой вопрос: кому же всё-таки принадлежит город.

Мне невольно вспомнились наши бедные дискриминированные велосипедисты. Оглядываясь на страны Запада, наши чиновники хлопают в ладоши: как это экологично, полезно для города и т.д. Возле здания Сыктывкарской администрации по примеру европейских городов даже металлические стоянки для велосипедов разместили. И при этом в городе нет ни одной велосипедной дорожки; обочины, к которым вынуждены прижиматься байки во время движения, постоянно либо захламлены, либо в чудовищных выбоинах...

Конечно, ситуация с крестными ходами - только один, вероятно, не самый важный аспект большой проблемы. Но очень показательный. Для мероприятий, организуемых администрацией, разного рода «шествий выпускников», «гуляний» и проч. обеспечивается и перекрытие центральных улиц, и дежурство нарядов ГИБДД. Стало быть, эти самые «права автомобилистов» для чиновников - лишь прикрытие. За ним стоит нежелание воспринимать гражданское общество, неумение с ним работать и, возможно, даже страх перед ним.

Ещё раз хочу повторить очевидную вещь: город принадлежит всем его жителям. Всем нам. И если часть этих жителей решила объединиться и в соответствии с законом пройти по улицам города, то их безопасность и права должны быть гарантированы.

Все-таки в этом году крестный ход на Троицу прошёл, по словам отца Игнатия, хорошо, без происшествий. Ему, как организатору, не приходилось хвататься за сердце, когда, как в прошлом году, мимо идущих детишек и мамочек на бешеной скорости проносились лихачи, потому что ход сопровождали-таки пешие сотрудники полиции. Наверное, руководство городского отдела внутренних дел выделило их не только из соображений безопасности идущих в крестном ходу, но и собственной безопасности. Потому что не дай Бог что случится – и полетят головы полицейских начальников. И никто и не посмотрит на все эти многочисленные ведомственные постановления, положения, инструкции и проч. Потому что общество наше, кажется, уже пришло к пониманию того, что превыше всего – жизнь и безопасность человека. Может быть, когда-нибудь поймём и другое: что закон для человека, а не человек для закона.

komikz.ru

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26