Осенние дожди размыли всю ту грязь и пыль, которую вынесли на дорожное полотно колеса большегрузных машин, работающих на строительных объектах. Банальная, казалось бы, грязь представляет определенную угрозу безопасности дорожного движения. «Где скользко, там и рвется» – так высказался по этому поводу председатель парламентского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Макаренко на минувшей неделе на рабочем совещании в Госсовете РК по вопросам соблюдения экологических норм на строительных объектах республики.
Грязь на дорогах стала одной из основных тем этого заседания, на котором с помощью руководителей различных служб и ведомств выясняли, почему строители допускают нарушения санитарных и экологических норм и требований, особенно на начальных этапах возведения объектов.
Административные штрафы, предусмотренные за подобные правонарушения Законом РК №95 в п.3 ст.3 (Закон «Об административной ответственности в РК»), незначительные. Водителю грозит штраф в 2 тысячи рублей, должностному лицу – в 20 тысяч.
Наказывают «за неисполнение или за ненадлежащее исполнение правовых актов органов МСУ, за нарушение норм санитарного содержания и норм содержания и экс-плуатации дорожных покрытий и территории населенных пунктов». Наверное, поэтому, как отметил в своем выступлении заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Николай Сорока, повсеместно наблюдается, что при ведении больших строек самосвальная техника возит сыпучие продукты по территории городов неприкрытыми, выезжает с территории стройплощадок с немытыми колесами, а возле жилых домов возникают несанкционированные стоянки строительной техники.
Помимо ГИБДД, которая следит за порядком на дорогах, есть еще службы, контролирующие ход строительства непосредственно на самих объектах. Действительно, как прозвучало на совещании, контроль осуществляют два ведомства: Инспекция Госстройнадзора РК (при минархстрое) и управление Ростехнадзора по Коми, но проверяют они только соблюдение тех требований, которые были заложены в проектно-сметной документации. Участники совещания отметили, что требования к строителям в законодательстве, в частности в Градостроительном кодексе, стали более лояльными. Конечно, большинство строительных проектов подвергается государственной экспертизе по разделу охраны окружающей среды, но для определенной части объектов и эта процедура с недавних пор является необязательной. А то, что происходит за пределами строительного забора, отслеживать должны уже муниципальные власти.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ главы администрации Сыктывкара Вячеслав Козьяков посетовал на то, что реальных рычагов влияния на строителей у местных властей нет. Он утверждает, если застройщик получил согласование, а затем строит вместо бани, скажем, бар, заставить его вернуться к первоначальному проекту невозможно. «Выезжаем на объект, проверяем и, если есть нарушения, пишем предписание в прокуратуру. А оттуда получаем ответ, что тем самым мы сами нарушили 294-й закон (Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), поскольку провели внеплановую проверку без предупреждения предпринимателя, чего делать не полагается. Нет реальной помощи», – сокрушался заместитель столичного градоначальника.
– Сейчас появилось такое понятие, как «муниципальный контроль». Порядок контроля устанавливается органами местного самоуправления на основе нормативно-правовых актов субъекта Федерации и самого органа местного самоуправления. Это надо использовать. То есть надо внести изменения в республиканский Закон «Об административной ответственности РК», а затем на его основе разрабатывать соответствующие муниципальные акты, – считает руководитель инспекции Госстройнадзора Александр Пузанов.
– Надо возвращать контроль за ведением строительства с экологической составляющей, – в свою очередь заявил руководитель Управления Росприроднадзора по РК Александр Попов.
Росприроднадзор сейчас оказался не у дел, объекты строительства не проходят экологическую экспертизу, да и проводить плановые проверки ведомство не уполномочено. Хотя вправе инициировать рейдовые проверки по нарушениям закона об охране окружающей среды по информации, заявлениям граждан. В 2011 году в результате проверок предприятия были оштрафованы на сумму 331 тысяча рублей. Но этого, как признался руководитель природоохранного ведомства, явно недостаточно.
– Любое строительство оказывает негативное воздействие на окружающую среду, которое должно быть сведено к минимуму. На любой стадии строительства обязательно должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, – подчеркнул руководитель парламентского комитета Александр Макаренко в ходе заседания.
НУ а как этого добиться? В Москве, например, действуют те же федеральные законы, что и у нас в регионе, но ни одна машина не выезжает со стройки с немытыми колесами. А как у нас в Сыктывкаре обстоят дела в этом плане? По информации сотрудников республиканской инспекции Госстройнадзора по Сыктывкару, пункты мойки колес действуют на нескольких строительных объектах, в частности на строительстве комплекса «Ласточкино гнездо» (застройщик – ОАО «КомиЖилСтрой», генподрядчик – АО «Энергопроект-Високоградня»). Мы побывали на объекте и увидели процесс мойки колес воочию. По словам гендиректора ООО «Акрон», осуществляющего технический надзор за ведением строительства на этом объекте, пункты очистки колес предусмотрены практически во всех проектах организации строительства, но не везде есть технические возможности подсоединения к водопроводным сетям в процессе строительства. За отсутствие пунктов очистки строителей нещадно штрафуют. Сотрудники отдела дорожного надзора ГИБДД по Сыктывкару могут нагрянуть без предупреждения в любой момент, поэтому на многих объектах колеса обметают от грязи всухую.
Мы побывали еще на двух объектах: строительстве жилого дома по улице Коммунистической (застройщик ЗАО «Стройматериалы-К», генподрядчик ООО «ЖСК-97») и жилого комплекса «Тиман» (заказчик ООО «Жилой комплекс», генподрядчик ООО «ТетрастройКоми»). Конечно, вблизи стройплощадок и лужи, и жижа хлюпает под ногами, но стоит заметить, что грязевых валунов возле ворот на выезде мы не увидели. По словам Александра Макаренко, очень много нареканий со стороны жителей республики в последнее время поступает на состояние автотрассы возле Микуня, вблизи которого строительные работы ведут различные организации. В числе прочих в этом районе ведется также и строительство СМГ «Бованенково – Ухта».
Отправить комментарий