В начале сентября председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Коми Иван Урсу обратился с открытым письмом к мэру Сыктывкара Романцу Зенищеву, в котором заявил, что московские фирмы, ремонтирующие дороги в городе, производят работы некачественно, поскольку не имеют опыта. При этом местные строители, знающие особенности работ по укладке асфальта в северных условиях, находятся в простое, поскольку подряд на аукционе выиграли москвичи. Иван Урсу предлагал градоначальнику вести протекционистскую политику, чтобы работу по ремонту дорог выполняли опытные специалисты, а не набранные по объявлению люди.
Отвечая на письмо, Роман Валерьевич заявил, что аукцион проведён законно, на результаты его повлиять нельзя: он лично законом манипулировать не собирается. На взгляд мэра, выход в данной ситуации только один: изменить закон. А его заместитель Антон Воробьёв заявил, что комиссия, проверявшая качество работ московского ООО «ЭВА», ведущего ремонт дворов, нарушений не выявила. Как выяснилось, профсоюзный лидер имеет по этому поводу большие сомнения. Об этом – наше интервью.
- Иван Семёнович, ваши претензии по поводу качества ремонта заместитель главы администрации отмёл: дескать, о результатах можно будет говорить после приёмки дорог в эксплуатацию...
- Можно, только не будет ли поздно? Моё утверждение о качестве работ основано на акте проверки, которая проходила 30 августа, и делали её не люди с улицы, а специалисты. Акт подписали начальник отдела контроля и приёмки работ Дорожного агентства Игорь Нестеров и главный специалист УЖКХ МО ГО «Сыктывкар» Александр Гуляев. В акте имеется девять пунктов, которые указывают на нарушения. Если заместитель главы не верит своим подчинённым, то это уже его проблемы. Акты проверки направлены министру архитектуры, строительства и коммунального хозяйства республики Николаю Смышляеву. А по его поручению пакет документов по проведённым проверкам направлен в прокуратуру и МВД РК. Так что с выводами о качестве проведённых работ заезжими специалистами подождём. Цыплят, как гласит поговорка, по осени считают...
- Вы предлагали градоначальнику проводить протекционистскую политику, а он понял это так, будто вы предлагаете ему нарушать закон в пользу «своих» рабочих. В чём конкретно может проявляться протекционизм?
- Если следовать духу закона ФЗ-94, о котором идёт речь, то есть много возможностей не только защитить своих производителей – местных работодателей и работников, но и создать им благоприятные условия для работы. К примеру, при объявлении конкурса всего-то и нужно в условиях обозначить, что подрядчик будет 50-80 процентов работ выполнять собственными силами. И тогда фирмы-однодневки и липовые «компании», в которых всего 2-3 человека, просто не смогут участвовать в аукционах. Сейчас же они выигрывают любые тендеры.
Приведу пример: тендер на ремонт дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке длиной в шесть с половиной километра – от развязки Кочпон через мост над рекой Сысола до середины посёлка Краснозатонский – выиграла именно «чиновничья» фирма, в штате которой всего три человека. Называется она просто: ОАО «Автодор Коми». А на субподряде работы выполняет трудовой коллектив ОАО «Коми дорожная компания». Поинтересуйтесь, за какие генподрядные услуги ( в народе так называемый «откат») работает наш трудовой коллектив?
- На ваш взгляд, федеральный закон за номером 94, о котором идёт речь, стал очень коррупционным?
- Я не специалист по коррупции, но убеждён в одном: сейчас он используется для выкачивания денег из отрасли. Я далёк от мысли о том, чтобы обвинять Романа Валерьевича в нежелании решать проблему. Наоборот, считаю, что под его руководством наведён порядок с пассажирскими перевозками в городе. Нет того беспредела, который творился недавно в Сыктывкаре при засилье на маршрутах «Газелей», а в той же Ухте и Сосногорске порядок так и не смогли навести.
Дело в том, что при существующей системе аукционов местные дорожники становятся неконкурентоспособными. Сейчас на аукционе главное – цена выполняемой работы. Предлагает москвич или кавказец цену ниже той, какую могут осилить местные дорожники, и выигрывает! А потом предлагает нашим строителям работать на субподряде, а дальше через чиновников загоняет их в «стойло», вынуждая работать за смешную цену! И они вынуждены идти, поскольку вообще остаются без работы!
- Но коль идут и работают, значит, на что-то рассчитывают?
- Не закрывать же производство и не выгонять людей на улицу! Но при этом приходится экономить на всём: закупать дешёвую и малопроизводительную технику, платить «копейки» своим рабочим, пренебрегать качеством...
- Неужели всего этого не видит руководство?
- Видит, конечно, но вот тут как раз и кроется чей-то интерес. На мой взгляд, участник аукциона, предлагающий низкую цену, с самого начала держит в уме, что должен будет «отстегнуть» часть прибыли воему благодетелю. Тому, кто допускает его до аукциона.
- Но ведь этого не доказать!
- На это и расчёт! Всё делается по закону, всё по инструкции. В результате наши строители просто выбывают из игры, они не в состоянии принять условия заезжих фирм. Дело в том, что наши работодатели, в отличие от заезжих, должны платить своим работникам северные надбавки и районный коэффициент, а это сразу практически в два раза увеличивает долю заработной платы в сметной стоимости, расценки увеличиваются. И именно по этому показателю наши фирмы становятся неконкурентоспособны. Второе увеличение цены – содержание баз, гаражей, техники. Это всё – накладные расходы, которых у «заезжих» и чиновничьих фирм нет. Расчёт у них простой: наши пойдут к ним на субподряд на предлагаемых условиях. В результате они и выигрывают тендер, предлагая очень низкую цену. А ударит это в конце концов по тем же чиновникам, которые соблюдают этот порочный закон.
- Что вы имеете в виду?
- Если тендеры будут постоянно выигрывать москвичи, наши предприятия просто закроются. И кто тогда пойдёт в субподрядчики к тем же москвичам? Не будет таких.
Второй аспект – налоги. Наши платят полностью и во все уровни бюджетов, а гастролёры как? Приведу простой пример с теми же 227 миллионами, подряд на которые был отдан москвичам. Налоги они платят по месту регистрации, то есть не в Сыктывкаре. Известно, что заработная плата в удельном весе цены ремонтно-строительных работ составляет около 25-30 процентов, а это примерно 70 миллионов. Учтите 13 процентов подоходного налога плюс налог на прибыль. Не надо знаний высшей математики, чтобы сосчитать, что местный бюджет недополучит более десяти миллионов рублей. А эти денежки весьма пригодились бы для выполнения городских социальных программ...
Есть ещё один аспект. Мало кто знает, что нормы по содержанию дорог в РК очень разнятся. Вот, к примеру, федеральная трасса Сыктывкар-Киров. На содержание одного километра этой трассы выделяется 30800 рублей в месяц. А на один километр дороги Сыктывкар-Ухта – чуть более семи тысяч рублей. Разница – в четыре с лишним раза! Объяснение простое: эта дорога – республиканская! Но служба безопасности дорожного движения требования по качеству к обеим трассам предъявляет одинаковые, и руководителей дорожников наказывают одинаково. И тут есть над чем подумать!
- Иван Семёнович, провокационный вопрос: а какое дело профсоюзу до городских и республиканских денег?
- Увы, ваш вопрос указывает на незнание функций современных профсоюзов. Так получилось, что во всех бедах с дорогами ругают не власть, а дорожников. А они-то как раз ни при чём! Они бы и рады делать своё дело качественно, но их вынуждают или делать работу себе в убыток, или халтурить. Поэтому профсоюз защищает не только работников, но и работодателей, и дорожную отрасль Республики Коми как таковую, а это – рабочие места для наших граждан, налоги в бюджет, развитие экономики региона, а не только работа на чиновников и Москву. Моё глубокое убеждение: пора менять отношение чиновников к работе отрасли, нужно наводить порядок вместе с органами власти.
- Каким образом это можно осуществить?
- Я бы просил всех ответственных чиновников не обижаться на резкость высказываний, а совместно приложить силы и добиться желаемых результатов.
На уровне федеральной власти нас, дорожников, услышали. Ведь восстановили же по нашим (совместно с работодателями) требованиям Дорожные Фонды в РФ? Восстановили. На следующем этапе формирования надёжных источников поддержки отрасли нужно добиться того, чтобы не стало в республике фирм-фантомов, посредством которых могут быть уничтожены существующие дорожные предприятия. Сейчас мы рубим сук, на котором сидим, но не понимаем этого. Точней, не хотим понимать...
Отправить комментарий