«Подорожник» – название этого автоклуба давно и прочно ассоциируется в сознании многих сыктывкарцев с остросюжетным спортивным зрелищем, драйвом, адреналином.
За шесть прошедших лет на счету популярного сыктывкарского автоклуба десятки соревнований, включая этапы «Кубка Поволжья» и чемпионата России по трофи-рейдам.
Яйца «Юбилейные»
Ветеран ралли-клуба Антон Семенов вспоминает:
– Однажды мы с Максимом и компанией собрались на пикник. Дело было на майские праздники шесть лет назад. Он на «Ниве», я – на «девятке», решили поехать на «Поляну невест». И застряли на только что освободившейся от снега лужайке с небольшим подъемчиком. Пикник превратился, сами понимаете, во что – в вытаскивание машин из грязи. Как обычно говорится в таких случаях, «усталые, но довольные они возвратились домой». А уже вечером за праздничным столом, обсуждая перипетии поездки, мы неожиданно для себя пришли к выводу, что нам давно нужен автоклуб, нужны соревнования для тех, кто хочет и умеет это делать. Сказано – сделано. Исследовали окрестности Сыктывкара и обнаружили, что нам очень подходит заезд на Михайловский кордон. Это сейчас, конечно, выглядит смешно, но на тот момент, как нам казалось, мы взялись за страшно неподъемное дело. В городе вообще не было ничего похожего. Мы с горем пополам собрали 4-5 знакомых автолюбителей, две стандартные «Нивы», может быть, еще пару УАЗов, старенький «Митцубиси Паджеро»...
Через несколько дней самые фанатичные поклонники клубной идеи соберутся в выходные где-нибудь на таежной трассе на закрытие летнего сезона и поговорят о планах на предстоящую зиму. Это на их языке называется «междусобойчик». Собираться в почти семейном кругу у активистов клуба «Подорожник» – это тоже своеобразная традиция. Летний сезон-2008, к примеру, они тоже открывали на своей излюбленной трассе в районе Алешино в узком кругу, без публики. «Обычно наши постоянные спонсоры даже обижаются, если мы их не привлекаем к участию в открытии сезона. А тут все-таки небольшой юбилей – 5 лет клубу, и к тому же хотелось опробовать новый формат состязаний», – рассказывает бессменный лидер клуба Максим Алексеев.
Новый формат, о котором упомянул Максим, – это спринт с элементами «челночного бега» и фрагментами увлекательного автошоу. Такие акции имеют большое хождение, кстати, в соседних с Коми регионах – Кировской, Нижегородской областях. Без зрителей можно расширить трассу, чтобы экипажи внедорожников могли по своему усмотрению выбирать для прохождения «свободные окна», не занятые в это время соперниками. В качестве экстрим-шоу предусмотрели для экипажей задание: собрать со столов на контрольных пунктах по четыре сырых куриных яйца и доставить их в целости и сохранности к финишной черте. «Кто-то даже пытался складывать яйца в носки, всякий выкручивался на свой манер. Наиболее предприимчивые штурманы, а по-любому сберечь яйца было их задачей, успели смотаться домой и вооружились специальными пластиковыми пеналами и коробами. Хотя машины колбасило почем зря, честно говоря, я удивился, когда все привезли на финиш яйца целыми. Трасса оказалась помягче, чем мы рассчитывали», – с улыбкой вспоминает Максим.
Кстати, «Подорожник» не без гордости считает себя самым экологичным клубом. Здесь давно сложилась традиция, что после соревнований участники своими силами проводят на трассе приборку, не оставляют за собой никакого хлама или мусора. Кроме разве кострищ, и то иногда.
Среди членов клуба есть немало спортсменов, успешно выступавших на межрегиональном и российском уровне. В том числе призер «Кубка Поволжья» Анатолий Бояринцев, бессменные участники всех клубных мероприятий Эдуард Сажин, Иван Габов, Игорь Пластинин и другие. Экипаж в составе сыктывкарских джиперов Дмитрия Бенгера, Александра Таскаева и Сергея Шапорова на «Ниссане» успешно выступал на всероссийском джип-фестивале в Горном Алтае.
«Фаршированные котлеты»
На традиционный августовский штурм «Парижских карьеров» собирается целый дивизион воинственно настроенных любителей внедорожного триала. И для экипажей-участников, а равно и для возбужденных зрителей это действо напоминает танковую атаку. Устроителям стоит немалых усилий удалить наиболее азартных болельщиков за ограничительные ленточки, а иначе соревнования могут оказаться под угрозой срыва.
«Любителям нашего спорта как воздух нужен экстрим. И здесь зрители ощущают его в полном объеме», – отзывается о клубных затеях известный в республике ветеран автоспорта Владимир Чучин. Он называет триал не только одной из самых зрелищных внедорожных дисциплин, но и одной из самых сложных. Здесь джиперы выжимают максимум возможного из техники, они как рыба в воде ощущают себя в тяжелых условиях, приближенных к боевым.
Зрителям же особенно нравятся специально подготовленные машины – «нафаршированные котлеты». Для «фарша» готовят усложненную трассу со всевозможными спусками и подъемами, горками и кочками, бревенчатым волоком. Есть на что посмотреть, когда автоспортсмены начинают лопатами откапывать свои «агрегаты» или пропахивать землю лебедкой так, что в стороны летят куски бамперов. Основное условие – безошибочно преодолеть препятствия за минимальное время. Одно удовольствие видеть, как на трассе работают экипажи братьев – Николая и Александра Калимовых на УАЗе, Максима и Николая Барабаш на «Тойоте». Особая история – «Медвежий угол». Но об этом мы недавно писали.
– Вечером после рабочего дня гараж у Максима Алексеева – это что-то вроде клубной базы, – рассказывает фотолетописец «Подорожника» Андрей Кузнецов. – Макс такой человек, что вокруг него все время много людей. Только тех, кто имеет официальный статус члена автоклуба, – 14 человек. На таких, как он, и держится любой клуб. Это картина, когда он идет и знакомит участников с трассой соревнований. У него талант объединять вокруг себя очень интересных и очень разносторонних людей. Многие выезжают в рейды целыми семьями. Почему мы этим занимаемся? Это адреналин. Лес, природа. Сутки, например, на трассе – это что-то. А сколько всяких приключений...
Ощущение полета
Своего Макса, то бишь Максима Алексеева, и Антона Семенова джиперы называют истинным мотором автоклуба. Но если их функции сравнить с экипажем какой-нибудь «котлеты», то первый – пилот, второй – штурман.
– С Максом мы дружим еще со студенческих лет. Вместе учились в ЦБТ. Когда я узнал, что он затевает «Подорожник», я сам этой темой поначалу не проникся. Ну, мол, думаю, идея хорошая. И все. Но вот наступил момент, когда нужно было найти какое-то занятие. Вот так и заболел ралли-рейдом, – вспоминает ветеран автоклуба Дмитрий Чернышев.
Все такое экстремальное, видимо, липнет к членам клуба. Есть в Коми команда воздухоплавателей. Ребята и девушки ежегодно принимают участие в фестивалях, например, на Кавказе. Небо небом, но все-таки для воздухоплавателей необходим наземный транспорт, не просто техника, а команда «безбашенных», что называется, водил. Так что, сами понимаете, без клуба здесь не обошлось. Максим Алексеев и Антон Семенов согласились быть «технической бригадой», собирать шар на старте, подбирать после приземления и вообще возить его и оборудование на прицепе к своему «роверу». «Никогда не приходилось быть под командованием женщин, а тут пилотом и командиром группы была девушка. Но все прошло вроде нормально» – это все, что можно услышать от Антона Семенова по этому поводу.
Лед и пламя
В погожий весенний денек, например в марте, запасное поле республиканского стадиона в Сыктывкаре может стать сценой настоящего снежного спектакля. И тогда на одном дыхании завороженно наблюдают несколько тысяч любителей автоспорта, как две «танковые» армады с почти пионерским задором сходятся в бескомпромиссной схватке. Рукотворные торосы, воздвигнутые с помощью мощного трактора, превращают футбольное поле в настоящий театр военных действий. Кто на гребне снежного тороса и на пике удачи первый вернется в лагерь с вымпелом, добытым в стане соперников, тот привезет победу своей команде.
Это захватывающее зрелище сыктывкарцам уже знакомо. Но они интересуются, когда же в Сыктывкаре наконец стартуют ледовые гонки на выживание. По слухам из «компетентных источников», главный стадион города все-таки порадует болельщиков автоспорта нынешней зимой. Вполне понятно предстартовое волнение инициаторов, отважившихся на рисковый безо всяких скидок эксперимент. Режиссура подобного спортивного аттракциона многократно сложнее. Каким-то окажется дебют?
В нескольких известных в Сыктывкаре «конюшнях» давно идет подготовка специально адаптированных для «гонок на выживание» автомобилей. Новый проект видится его авторам не иначе как грандиозный марафон, включающий череду отборочных заездов, полуфиналы и, наконец, увлекательнейший финал с участием лучших гонщиков.
Договоренность о проведении трех этапов этих состязаний – в декабре, январе и феврале – уже есть. Будем ждать стартов.
Владимир РАЗУВАЕВ
Источник: газета "Республика"
Отправить комментарий