В связи с нестабильной ситуацией на рынке нефтепродуктов федеральная антимонопольная служба проводит комплекс мер, реализуемых ведомством и направленных на нормализацию положения на данном рынке.
Как сообщает пресс-служба Коми УФАС России, среди намеченных мер — внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж, подготовка поправок в административное законодательство об установлении штрафа за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 миллиона рублей за один контракт, контроль за объемами нефтепродуктов, поставляемых компаниями на внутренний рынок и экспорт.
Дефицит бензина, наблюдавшийся во многих регионах в первом полугодии 2011 года был обусловлен ростом потребления топлива в стране, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В настоящее время ведется работа по отсрочке вступления в силу регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств: модернизации НПЗ для перехода на выпуск более качественных видов нефтепродуктов, обеспечения достаточного производства высококачественного моторного топлива и предложения на внутренний рынок.
Практически на всех территориях России уровень конкуренции на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) или их дочерними структурами. По мнению ФАС, для стабилизации ситуации требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения ВИНК, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов. ФАС России разработала проекты федеральных законов, которые сейчас находятся в стадии согласования, — «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Последний призван не допустить покупки или строительства новых АЗС теми компаниями, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав (ВИНК). Кроме того антимонопольная служба ведет работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов.
Также ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство. Предлагается сделать более низкие ставки акцизов на высококачественное топливо, чтобы мотивировать компании модернизировать свои производства, развивать нефтепереработку. Работа компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности, станет менее эффективной. Вторая инициатива – отказаться от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, вместо этого соотнести изменение налога с темпом инфляции.
В этом году ФАС России начала так называемую третью волну дел против ВИНК. В июле – августе 2011 года ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть» были признаны нарушившими антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в IV квартале 2010 – начале 2011 года (действия ООО «ЛУКОЙЛ» на оптовом рынке авиакеросина выделены в отдельное производство, их исследование продолжается). Прежде, в 2008-2009 годах, ФАС России рассмотрела «две волны» дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушении антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объем начисленных штрафов составил около 15 миллиардов рублей. Всего за 2008-2009 годы центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 подобных дел, наложено штрафов на сумму более 26 миллиардов рублей. В конце 2010 – 2011 году территориальным органами ФАС России возбуждено 76 «нефтяных» дел (в частности, Коми УФАС России возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на автомобильные бензины в декабре 2010 года на территории Коми). Факт нарушения подтвердился в 29 случаях, по 30 делам рассмотрение продолжается, по 17 производство прекращено.
В июне 2011 года ФАС России возбудила дела в отношении ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» и Некоммерческого партнерства «Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 закона «О защите конкуренции». У антимонопольного ведомства есть вопросы к порядку определения биржами победителей торгов.
Региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС и используют неконкурентные схемы при реализации топлива. Например, реализуют бензин посредством цепочки перепродавцов, не ведущих хозяйственной деятельности, или осуществляют поставки на внутренний рынок только через дочерние структуры, которые устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне.
на заправке 0105 полностью исключено присутствие водителя при заливке топлива находится при автодороге Пятигорск-Ессентуки.
Отправить комментарий