С 1 июля этого года закончился срок «моратория», введенного на действие закона о деятельности служб такси, в соответствии с которым все водители, занимающиеся пассажирскими перевозками на легковых автомобилях, должны получить специальные разрешения в Службе РК по лицензированию. В противном случае им грозят штрафные санкции. С начала будущей недели, с 9 июля, в республике будет проводиться операция «Такси», в ходе которой проверке может подвергнуться любой, кто занимается этим видом бизнеса.
Злополучный федеральный закон № 69 должен был вступить в силу с 1 сентября 2011 года, но таксисты получали отсрочки несколько раз. В конце прошлого лета практически во всех российских регионах прошли массовые акции протеста перевозчиков, а 3 августа в Москве был созван всероссийский съезд таксистов. В итоге в ноябре прошлого года в ходе продолжительных переговоров и согласований в закон внесли поправки в первом чтении. В связи с этим объявлялся новый срок вступления в силу закона – 1 января 2012 года. Но второе, и третье чтение состоялись лишь в начале февраля нынешнего года. Затем выяснилось, что, до тех пор пока не будут внесены соответствующие изменения в Правила дорожного движения РФ, инспекторы ГИБДД не имеют права останавливать на дорогах таксистов (разумеется, за исключением тех случаев, при которых они нарушали правила дорожного движения). И нелегальные извозчики снова получили передышку. Мало того, и в апреле, после того как поправки в ПДД РФ были внесены, таксистам почему-то снова дали тайм-аут еще на два месяца. И вот теперь стражи порядка намерены спросить с таксистов по всей строгости закона.
Первоначальная редакция федерального закона к настоящему моменту претерпела значительные изменения. Так, под давлением таксистского сообщества положительно решен вопрос об использовании в качестве такси арендуемого автомобиля. Вводить ли единый цвет кузова для машин автопарка такси – каждый регион будет решать самостоятельно. В Коми, как известно, депутаты Госсовета РК пока воздержались от введения единообразия в цвете. Таксистам позволили самим решать, каким образом взимать с пассажиров плату за проезд – по таксометру, в зависимости от времени и расстояния поездки, или фиксированно, в соответствии с установившимися тарифами. Сократили также перечень документов, которые необходимо предоставлять в лицензионную службу для получения разрешения. Снизили и порог необходимого водительского стажа. Теперь, чтобы работать таксистом, достаточно иметь трехлетний стаж. Незыблемыми остались требования лишь к двум внешним атрибутам такси. На крыше автомобиля обязательно должен быть установлен оранжевый фонарь, а на боках кузова цветографическая схема – «шашечки».
Казалось бы, из закона убрали все те требования, которые таксисты считали избыточными. Но перевозчиков беспокоило и беспокоит то, что штрафным санкциям со стороны надзорных органов в первую очередь будут подвергаться именно законопослушные водители.
И, оказывается, беспокоились они небезосновательно. По итогам проверки, проходившей в апреле нынешнего года в течение 10 дней, к ответственности за оказание услуг без разрешений были привлечены 14 таксистов. Но, как пояснил нам начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Управления ГИБДД МВД по РК Сергей Гуляев, со стороны законопослушных таксистов после проверок последовал вал жалоб. Дескать, мы работаем легально, платим налоги, а вот сосед, к примеру, не регистрируется, в казну ничего не платит, и к нему почему-то никаких претензий.
– Ошибка прошлой кампании заключалась в том, что весь упор в сельских районах сделали именно на тех перевозчиках, которые уже получили разрешения. Когда мы делали замечания коллегам на местах, они нам говорили: «А мы других не видим». И их, конечно, можно понять, – сокрушается Сергей Гуляев.
В ходе нынешней операции же планируется наказывать только тех водителей, на машинах которых незаконно установлены фонари и цветографические схемы. Штраф за нелегальный фонарь, например, составляет пять тысяч рублей. (Кстати, за отсутствие лицензии на перевозки – столько же.) А вот выявлять нелегалов, выезжающих безо всяких опознавательных знаков, намечается при активном содействии населения и легальных служб такси.
– Будем проверять в первую очередь диспетчерские службы. Как правило, те, кого в народе называют «бомбилами», тоже работают через диспетчерские службы. И чем больше нелегальных диспетчерских служб мы закроем, тем меньше «бомбил» останется на улицах. Но каким образом мы их будем выявлять, мне не хотелось бы разглашать, поскольку это является оперативной информацией, – воздерживаясь от детальных комментариев, заявил Сергей Гуляев.
Известно лишь, что операция «Такси» будет проводиться совместными усилиями сотрудников Госавтоинспекции, Службы РК по лицензированию, налоговых органов, подразделений по исполнению административного законодательства и самих легальных служб такси.
А как будут проверять таксистов в сельской глубинке? Ведь, как правило, там перевозчики обходятся без помощи диспетчерских служб, связываясь с пассажирами по личным телефонам. Довольно много людей занимаются пассажирскими перевозками в сельских районах, которые находятся вблизи федеральных автомагистралей, а именно в Сысольском, Прилузском, Койгородском, Корткеросском и Усть-Куломском. Вылавливать «бомбилу», не имеющего никаких опознавательных знаков, на федеральной трассе просто не имеет смысла.
Инспектору, для того чтобы определить, является ли водитель автомобиля нелегальным таксистом, придется опросить пассажиров авто, вызнавая, за деньги он их везет или бесплатно. Во-первых, такая деятельность квалифицируется как оперативно-разыскная, а сотрудники Госавтоинспекции не вправе проводить подобные мероприятия. Во-вторых, вряд ли можно рассчитывать на то, что пассажиры будут готовы выложить всю подноготную. Вот если пассажир сам напишет заявление в органы внутренних дел на «бомбилу», то у стражей порядка появятся веские основания нагрянуть с проверкой к нелегалу.
Так сколько же водителей еще остается в тени? К настоящему времени, как пояснил заместитель руководителя Службы РК по лицензированию Владимир Шелест, выдано 1366 разрешений, еще 102 заявления находятся в стадии рассмотрения. Всего по Коми зарегистрировано в налоговых органах 2 128 индивидуальных предпринимателей и 239 юридических лиц, которые заявили, что оказывают услуги такси. Из этого числа 1 693 налогоплательщика продекларировали этот вид деятельности как основной и 674 – как вспомогательный. Следовательно, за разрешениями должны прийти еще около тысячи человек. В среднем лицензионная служба Коми за месяц оформляет и выдает примерно сотню разрешений. За время действия «моратория» количество желающих легализовать свою деятельность не уменьшилось. С рынка уходят лишь те, кто подрабатывал извозом по вечерам. Теперь для этого по действующему закону необходимо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и понятно, что водители, имеющие другую постоянную работу, этого сделать не могут. Теперь стражам порядка предстоит бороться лишь с теми, для кого перевозки – это основной вид деятельности, но они его никак не декларируют.
Отправить комментарий