С начала года все автобусные маршруты в столице Коми поручили некоммерческому союзу пассажирских перевозок «СыктывкарГорТранс». Новое партнерство – это сообщество юридических лиц, в него входят и два основных предприятия, которые занимались пассажирскими перевозками три предыдущих года, – ООО «Альфа-Транс» и ООО «Гермес». Первое, что увидели сыктывкарцы, – исчезновение маршрутных «газелей» с улиц города. Какие еще изменения произойдут на пассажирском автотранспорте Сыктывкара, будут ли в ближайшее время повышать стоимость проезда? Об этом мы побеседовали с президентом «СыктывкарГорТранса», генеральным директором ОАО «Комиавтотранс» Александром Борисовым.
– Александр Георгиевич, почему решили вернуться к прежней организации пассажирских перевозок – всех под одно крыло?
– До «СыктывкарГорТранса» была масса преобразований в сфере пассажирских перевозок столицы. Создание «СыктывкарГорТранса» – это логичное объединение отношений многих хозяйствующих субъектов: предприятий, использующих республиканскую собственность, коммерческих структур малого бизнеса, группы индивидуального предпринимательства со всеми его минусами и плюсами. И вот это все должно быть подчинено принципу единоначалия, потому что продолжавшаяся довольно долго разобщенность как раз и привела к тому финансовому положению предприятий, которое сложилось сегодня.
– А какое оно?
– Да никакое: старый автопарк, нет денег, кредитных историй, нет залоговой массы, нет ничего. Но есть справедливые претензии горожан. Я прекрасно понимаю, что человека, спешащего утром на работу, очень мало интересует, по чьей вине ему некомфортно в общественном транспорте. Необходимо не только исправить это положение, но и минимизировать время на исправление прошлых ошибок.
– Городские власти прямо заявили, что заинтересованы в появлении единого предприятия, потому что проще и контролировать автобусные перевозки, и в случае чего наказывать за нарушения. А вам, перевозчикам, это на руку?
– Конечно, поэтому мы и объединились.
– В новом трехлетнем договоре, который городская администрация заключила с «СыктывкарГорТрансом», среди прочего указано, что автобусы, выходящие на линию, должны быть не старше 15 лет. Это условие выполнимо?
– Нужно четко понимать, что есть желание, а есть возможности. В Краснодарском крае, например, уже законодательно закрепили, что срок эксплуатации междугородных пассажирских автобусов не должен превышать 15 лет. Такие автобусы предприятие, конечно, может иметь, но перевозить на них людей уже запрещается. Да, в нашем договоре есть такой пробный пункт. Но представьте, из 300 городских автобусов сотне уже исполнилось по 12-14 лет. В этом случае у нас нет времени на обновление парка. Это надо было делать вчера.
В 2013 году мы планируем приобрести 20 новых пазов. Три машины уже работают год на маршруте и хорошо зарекомендовали себя. Двадцать новых автобусов обойдутся в 60 млн. рублей. Также готовится решение, чтобы в следующем году закупить автобусы большей вместимости.
– А деньги-то откуда, если, как Вы говорите, у вас ни средств, ни кредитных историй?
– Процесс постепенно пошел. Деньги будут заемные, работа в этом направлении ведется огромная…
– С этого года с маршрутов неожиданно исчезли все «газели». Их теперь вообще не будет?
– Официально в городе шестнадцать «газелей» обслуживали маршрут № 15к и двадцать машин работали по маршруту № 22. Итого одномоментно перестали выходить на линию 36 «газелей». Я не говорю сейчас о частных перевозчиках, которые работали сами по себе.
– И пока убранные с линий «газели» заменить нечем?
– Объективно – нет. В «газели» тринадцать мест. Три «газели» равняются по вместимости одному «пазику». То есть город «потерял» 12 «виртуальных» «пазиков». Взять и сразу поменять транспорт на пассажирских маршрутах невозможно. Для того чтобы автобус оказался на линии, предприятию необходимо много чего сделать: отремонтировать машину, подобрать и обучить на один автобус троих водителей, выписать им путевку, провести медосмотр, техосмотр и т.д. А что нужно сделать индивидуальному предпринимателю? Выйти в свой огород, завести машину, позвонить кондуктору и поехать на остановку. Ведь есть муниципалитеты, которые потеряли контроль над общественным транспортом, там любой желающий может купить «газель», так называемый малый транспорт, и возить население.
При этом с улицы убрали не «газели» как таковые, а последние маршруты, которые были созданы именно для «газелей». В 1989 году в Сыктывкаре было 15 городских автобусных маршрутов. Территориально за это время столица Коми практически не увеличилась. Во всяком случае, не появилось ни новых улиц, пригодных для движения транспорта общего пользования, ни отдельно расположенных новых микрорайонов, где следовало бы организовать автобусное сообщение. Однако в городе был период, когда действовало 39 маршрутов и работали на них именно «газели».
– Но почему вообще убрали эти удобные для многих маршрутки? В небольшом количестве их можно было бы задействовать на каких-то дальних линиях. Это вроде бы и хотела сделать городская мэрия. В итоге люди без работы остались…
– Инициатором такого шага выступила городская ГИБДД. Ее основная претензия – повальное нарушение водителями «газелей» правил дорожного движения. Еще одним инициатором была администрация столицы, потому что «газели» не обслуживали льготников. У этих перевозчиков – своя хамоватая экономика. «Газели» собирали легкую выручку, образно говоря, они возили деньги, а все остальные автобусы – льготных пассажиров.
Сегодня вокруг «газелей» раздувается полемика, на мой взгляд, совершенно беспочвенная. Некоторые заявляют, что без работы якобы осталось аж 400 человек. Интересно, откуда у них такие цифры? Повторюсь, с маршрутов убрали 36 «газелей». В лучшем случае на одну машину приходится по два водителя и по два кондуктора, хотя и в этом сомневаюсь. Итого 144 человека. Вы не чувствуете, куда я клоню? В городе специально нагнетают обстановку!
О том, что с улиц будут убирать «газели», мы не скрывали. Еще в ноябре объявили, что водителей с малого транспорта готовы принимать на работу в различные предприятия. Наступил новый год, «газели» убрали, мы стали ждать новых людей. И что вы думаете? По данным на 16 января, в коммерческую группу автопредприятий для трудоустройства обратились шесть человек, из них – только два водителя с «газели». В «Альфа-Транс» (дочернее предприятие «Комиавтотранса») пришли три человека. Один работал в пожарной части, двое других вообще не соответствовали квалификационным требованиям на должность водителя автобуса. А дальше самое интересное. Из двух бывших «газелистов» подтвердить свою работу водителем по трудовой книжке не смог никто. У одного с последнего места работы была пауза в три года, другой работал… дворником, исполняя фактически обязанности водителя. И такая «дисциплина» – во всем этом индивидуальном предпринимательстве на малом автотранспорте. Я вам честно скажу: именно по этой самой причине – нарушение трудового законодательства – мы вряд ли кого-то из «газелистов» увидим за рулем и на других наших предприятиях.
При приеме водителей на работу мы запрашиваем в ГИБДД данные о послужном списке того или иного претендента. Перечни нарушений некоторых «водителей автобуса» просто шокируют, зато многое объясняют. Так вот, на «газелях» сейчас работают в основном те, кого из-за своего яркого послужного списка уже не брали ни на одно пассажирское предприятие. Сведения о таких людях есть во всех отделах кадров автопредприятий. Этот водитель пойдет в одно место, в другое, но ему везде откажут. А через две недели мы видим его за рулем «газели». Это, как ни печально, и есть сегодняшний портрет сыктывкарского «газелиста».
Поэтому все разговоры о том, кто дискредитировал «газели», совершенно ни к чему. Ответ на поверхности. Кстати, предпринимателям, имеющим статус юридических лиц, городские власти пошли навстречу и придумали для них маршрут № 28, но с условием, что свои «газели» они поменяют на «пазики».
– В одном из автобусов я увидела объявление, что набирают водителей категории «Д». Не хватает кадров?
– Да, у нас не хватает не только транспорта, но и хороших специалистов. Пассажиры жалуются на нерадивых водителей – и мы готовы с ними расставаться, но на замену кто-то ведь должен прийти. Два года назад я обратился в центр занятости (и эта заявка там висит до сих пор), и с 2011 года нам прислали только трех человек…
– А в чем проблема? Маленькая зарплата, жесткая дисциплина, большая ответственность, суровые требования к претендентам?
– Вы сами все и перечислили. Водитель пассажирского автобуса перевозит не мебель, а людей. Это огромная ответственность. И такая работа должна хорошо оплачиваться.
– Говорят, что в новом договоре с перевозчиком в лице «СыктывкарГорТранса» прописаны довольно строгие штрафные санкции...
– Этот механизм очень нужен. Кнут и пряник должны быть априори. Какая раньше была практика? Заключали с индивидуальным предпринимателем месячный договор, плохо отработал – давай, до свидания. Но он не расстраивался, шел в другую, третью организацию. Не важно, под каким флагом он работает, а важно то, что это неответственный водитель, у него старая техника и кондуктор-грубиян. Мы сами предложили администрации предусмотреть штрафные санкции, которые будут накладывать на исполнителей в рамках некоммерческого союза. Этот документ начнет работать, наверное, уже с февраля. Мы подготовим штрафной перечень, все будет легитимно, юридически обосновано. Перевозчик станет отвечать деньгами за пропущенные рейсы, неопрятный внешний вид, за необъявление остановок, громкую музыку в салоне автобуса, курение за рулем – за все эти вещи, которые уже страшно надоели пассажирам.
Этот договор нас вполне устраивает, поскольку не будет больше рассуждений водителей типа «а что мне сделают?». Это все накапливалось годами, и, к сожалению, от этой болезни нельзя избавиться за одну неделю. Слишком много людей задействовано в этом процессе. Если вам интересно, перевозки в Сыктывкаре обеспечивают 1200 человек. Они вынуждены находить общий язык с разными социальными слоями населения. Например, в салоне едет пассажир с тремя высшими образованиями, а автобусом управляет зачастую водитель с «богатым жизненным опытом» за плечами, билеты выдает кондуктор, у которого вообще восемь классов образования. Между ними изначально заложен конфликт интересов. И водитель, включивший на весь автобус шансон, песенку про то, как какой-то фраер не добрался до «малины», очень счастлив от «соприкосновения с прекрасным», а люди, сидящие в автобусе, его тихо ненавидят.
– А как вы распределяете маршруты внутри союза? Обид не бывает?
– Еще в прошлом году были проблемы обслуживания «перекрестных» маршрутов. Водители разных перевозчиков устраивали гонки за пассажирами, подрезали друг друга, спорили на конечных маршрутах. Один раз даже произошла серьезная потасовка между водителями. Сейчас этой проблемы не стало – мы распределили маршруты попарно. Совпадающие маршруты обслуживает один и тот же перевозчик. Соревноваться ему не с кем, поэтому гонки сходят на нет.
– Ну а что касается стоимости проезда? Планируете ли в ближайшее время повышать тарифы?
– Я категорически против…
– Признаться, неожиданный ответ. А почему вы против?
– Нам нужна пауза для выравнивания ситуации. Да и платежеспособность населения не такая высокая.
– Обычно этот факт не берут во внимание, когда в очередной раз повышают цены. Всегда говорят об инфляции, о том, что подорожало топливо, и так далее…
– Все правильно, и инфляция есть, и топливо дорожает. Служба по тарифам основывает свои решения на расчетах автоперевозчиков. Сегодня мы работаем над снижением затрат, в том числе и правильной организацией перевозок, – я уверяю, там есть над чем работать. И обращаться сейчас в Службу РК по тарифам, с тем чтобы повысили стоимость проезда, мы не будем…
Отправить комментарий