Перед основным сыктывкарским автоперевозчиком встала перспектива банкротства

Не исключено, что одного из основных автоперевозчиков Сыктывкара – ООО «Альфа-Транс» (дочернее предприятие ОАО «Комиавтотранс»), накопившего миллионные долги, ждет банкротство. Во всяком случае, на это рассчитывают сами работники предприятия. Ожидая изменений, люди пока не идут на крайние меры в виде забастовок. Но период затишья продолжится недолго – до середины января следующего года…

Перед основным сыктывкарским автоперевозчиком встала перспектива банкротства

Мартовский протест

Напомним, неприятности в «Альфа-Трансе», обслуживающем маршруты №№ 1, 19, 23, 25 и все дачные, появились год назад, когда на предприятии сменился директор. А через месяц в «Альфа-Трансе» почему-то снова поменялось руководство. На эту должность заступил руководящий поныне Максим Тепляков. Тогда же началось постепенное, поначалу вроде бы не особо заметное понижение зарплаты. Мириться с теми деньгами, какие получили в феврале, сотрудники автопредприятия уже не захотели, тем более что и руководство предприятия не давало никаких объяснений.

Ранним мартовским утром выразить свое недовольство собралось около сотни работников автопредприятия. Председатель первичной профсоюзной организации ООО «Альфа-Транс» Наталья Занегина считает, что это не была забастовка, которая, как известно, может длиться неопределенное количество времени. Просто таким вот способом люди показали, на что они могут пойти в дальнейшем, если ситуация в «Альфа-Трансе» не изменится.

Пока без изменений

Мартовская акция протеста была единственной в своем роде. Но даже и тогда все автобусы вышли на линию по расписанию. Перебои с общественным транспортом сыктывкарцы почувствовали в другой раз, уже летом, когда у перевозчика, накопившего солидные долги по налогам и отчислениям в Пенсионный фонд, закончились сразу и деньги, и топливо. Водители выходили в рейсы на остатках солярки, делали несколько кругов и возвращались в парк. Для того чтобы наладить перевозки, срочно вмешались городские власти.

Но и по сей день ситуация не изменилась к лучшему. По сведениям, поступившим в столичную мэрию осенью, задолженность ООО «Альфа-Транс» по налогам и отчислениям в Пенсионный фонд составляет более двадцати восьми миллионов рублей. Долги перед поставщиками услуг и арендодателями – еще свыше тридцати трех миллионов рублей. Кроме того, в срок до 30 января 2014 года предприятие обязано погасить долги по зарплате в сумме почти четырнадцать миллионов рублей. В сумме кредиторка получается неподъемная.

Тарифы нужно оспаривать

Напомним, на прошлой неделе в «Альфа-Трансе» состоялась проф-союзная конференция, на которой в очередной раз обсуждалась очередная акция протеста. Разошлись опять с миром. Запланированную на 26 октября забастовку водителей и кондукторов, грозившую невыходом автобусов на линию, решили отложить до середины января. И подождать дальнейшего развития событий.

Претензии работников «Альфа-Транса», которым уже трижды в этом году понижали зарплату, на профсоюзной конференции выслушали первый заместитель главы сыктывкарской администрации Магомед Османов, председатель Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу и собственно руководитель предприятия Максим Тепляков.

Призвав коллег не проводить намеченную акцию протеста, поскольку и городские власти, и само руководство предприятия намерены по-хорошему урегулировать ситуацию, Иван Урсу попутно акцентировал внимание на острых моментах, связанных с подготовкой нового коллективного договора.

– Финансовое состояние предприятия не позволяет говорить о социальных гарантиях работникам даже в рамках трудового законодательства. Хотя вы знаете, что колдоговор заключается именно для того, чтобы работодатель взял на себя дополнительные обязательства, – констатировал профсоюзный лидер.

Отчасти решить финансовую проблему, на его взгляд, может повышение тарифа на пассажирские перевозки. Профсоюзная организация от лица предприятия намерена подавать в суд, чтобы оспорить сентябрьский приказ Службы Коми по тарифам о том, что предельный максимальный уровень тарифа на перевозку пассажиров в городском транспорте Сыктывкара с 1 октября составит 18 рублей 20 копеек (городские власти, как мы уже сообщали, решили сохранить прежнюю цену на билет в размере 17 рублей, а выпадающие доходы перевозчиков компенсировать из муниципальной казны).

Как подсчитали сами перевозчики, себестоимость проезда составляет 20 рублей 68 копеек. Похожая ситуация с установкой тарифа, припомнил И.Урсу, была в декабре 2008 года. Профсоюзная организация тогда обратилась в суд с требованием пересмотреть стоимость услуг автоперевозчиков.

– И суд принял нашу сторону. Практически за два часа был издан новый приказ, согласно которому тариф с 10 рублей повысился до 13 рублей, – сообщил профсоюзный лидер.

Впрочем, оспаривать новые тарифы намерен не только профсоюз, но и само руководство «Альфа-Транса».

Тем не менее Иван Урсу полагает, что повышение тарифа уже вряд ли изменит ситуацию с долгами. От имени профсоюза он направил письмо Главе республики, в котором обратил внимание, что «Альфа-Транс» нужно банкротить, а коллектив выводить в новую структуру и начать работу с нуля.

Худой мир лучше войны

Со своей стороны Магомед Османов подчеркнул, что уже трижды он присутствовал на совещании у Главы республики, где обсуждали ситуацию с «Альфа-Трансом».

– И там четко прозвучало: «Альфа-Трансу» – быть! – забегая вперед, резюмировал первый заместитель мэра. – Все, что возможно, городские власти будут делать для сохранения этого предприятия.

Магомед Османов признался: городское управление экономики и анализа, подсчитывая расходы перевозчиков, тоже обратило внимание, что сумма 18 рублей 20 копеек, установленная в качестве потолка, не соответствует реальной себестоимости перевозок, о чем и было доложено в Службу РК по тарифам. Однако там посчитали иначе и установили свой предел стоимости проезда в сыктывкарских автобусах.

– Худой мир лучше доброй вой-ны, – заметил М.Османов, призывая работников «Альфа-Транса» к мирным переговорам. – Конечно, обидно, когда по городу ездят дребезжащие автобусы, которым по 15-16 лет. Ведь Сыктывкар – это не просто город, это столица нашей республики.

Первый заместитель мэра надеется, что эта ситуация скоро изменится: на уровне Главы Коми уже поднимается вопрос о новом автопарке для Сыктывкара. Говоря об основной – финансовой проблеме «Альфа-Транса», М.Османов посоветовал перевозчикам защитить свой реальный тариф и пересмотреть договорные отношения с «СыктывкарГорТрансом».

Напомним, с начала этого года все автобусные маршруты в столице Коми поручили некоммерческому союзу пассажирских перевозок «СыктывкарГорТранс». Оно представляет собой сообщество юридических лиц, куда входят и два основных предприятия, которые занимались пассажирскими перевозками три предыдущих года, – ООО «Альфа-Транс» и ООО «Гермес». И последнее предприятие, к слову, финансово чувствует себя намного лучше «Альфа-Транса». Во-первых, потому, что «Гермес» принадлежит частнику, во-вторых, перевозчик работает по своим особым правилам...

Без посредников

Руководитель ОАО «Комиавтотранс» Евгений Сидоров также считает, что одна из основных причин того, что в «Альфа-Трансе» накопились долги, – несоответствие установленного тарифа на городские перевозки себестоимости перевозок при отсутствии механизма возмещения выпадающих доходов со стороны заказчика. Что же касается банкротства предприятия, как на то рассчитывают профсоюз и сами работники, то оно вряд ли состоится, предполагает Е.Сидоров. Хотя бы потому, что Глава республики заявил о твердом намерении сохранить «Альфа-Транс».

– Ну, будет завтра не «Альфа-Транс», а «Бета-Транс». Но если система работы не поменяется, то какой смысл менять название предприятия? – в разговоре с нами Евгений Сидоров не одобрил намерений профсоюза идти на банкротство.

Системные проблемы, по мнению руководителя «Комиавтотранса», можно решить, изменив тарифную политику, взаимоотношения с городскими властями и перейдя на прямые договоры перевозчиков с мэрией, как это было раньше.

– «Альфа-Транс», помимо прочего, выполняет еще заказ Дорожного агентства Республики Коми, делает определенное количество рейсов на межмуниципальных пригородных маршрутах по республике. И если у предприятия при выполнении этого заказа возникают выпадающие доходы, то Дорожное агентство их возмещает в установленном Правительством Республики Коми порядке. Такая же схема должна работать и на городских перевозках. Если заказчик формирует заказ (расписание движения автобусов по маршрутам) и устанавливает стоимость проезда, он должен понимать, сколько ему будет стоить тот или иной заказ, – говорит Е.Сидоров. – Допустим, вы заказали, чтобы вам на дачу привезли три машины песка. Перевозчик вам сообщит, что каждая машина будет стоить десять тысяч рублей. Вы соглашаетесь. Но потом решаете, что вам нужно не три машины, а пять. И вы говорите перевозчику: «Вот, я заплатил вам за три машины, но привезите мне пять». Вам же не привезут, правильно?

По мнению Евгения Сидорова, чтобы наладить ситуацию с пассажирскими перевозками, городским властям необходимо поменять схему работы с перевозчиками. Накануне нового года провести конкурс, определить перевозчиков, себестоимость их работы, установить плату за проезд для населения и предусмотреть сумму средств, которую перевозчикам будет компенсировать муниципальный бюджет. Кроме того, заключить договоры напрямую с перевозчиками, минуя посредников в виде того же некоммерческого союза «СыктывкарГорТранс».

– И тогда уже спрашивать с самих перевозчиков, как было раньше. Таких ведь проблем с перевозками в городе не было ни в прошлом, ни в позапрошлом году, потому что заключали контракты непосредственно с предприятием, – поясняет Е.Сидоров.

gazeta-respublika.ru

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26