Конвейер смерти. Почему замалчивается одна из главных причин автокатастроф на дорогах республики?

20 января руководитель республики Вячеслав Гайзер провел внеочередное заседание республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Темой заседания стала высокая аварийность на дорогах Коми в первый месяц 2014 года. За неполный месяц в авариях погибли 16 человек, в том числе двое детей, десятки получили ранения.

Конвейер смерти. Почему замалчивается одна из главных причин автокатастроф на дорогах республики

Среди главных причин аварий называются «загадочная русская душа», любящая быструю езду, и плохое состояние дорог в Коми. В качестве примера такой «загадочности» участники заседания, а вслед за ними и журналисты говорили о том, как разительно меняется поведение наших водителей, пересекающих финскую границу. Если на российской территории россиянин плюет на все ограничения, то, попав в Европу, он становится законопослушнее немца. Дескать, финские шоферы еще могут себе позволить «притопить», а вот россияне едут точно «по знакам». И в этом якобы проявляется некая иррациональность нашего сознания.

Штраф — 75000

Могу поспорить — именно в этом проявляется российский рационализм. Наш человек редко нарушит закон, если знает, что за это придется расплачиваться. А о том, насколько высокой может быть цена, я не так давно узнал на собственной шкуре, совершив «незначительное», на взгляд любого сыктывкарца, нарушение правил дорожного движения в небольшой стране в центре Европы.

В июне прошлого года в четыре часа утра я отправился там на рыбалку на автомобиле. Возможно, как раз раннее утро повлияло на то, что в городок, расположенный на берегу озера, я въехал чуть быстрее, чем положено: никак не думал, что в это время меня могут поджидать в кустах местные гаишники.

Спустя неделю по адресу проживания пришла судебная повестка, в которой говорилось, что автомобиль, которым я управлял, на въезде в городок двигался со скоростью 62 км в час при разрешенной скорости в населенных пунктах 50 километров. Нарушение зафиксировал передвижной видеорадар.

Это и стало причиной моего детального знакомства с системой наказаний и штрафов за рубежом. Как сразу выяснилось, превышение скорости в населенных пунктах разбирается исключительно в суде, в то время как за превышение скорости на трассе наказывает полиция. Такая избирательность связана с тем, что несоблюдение правил дорожного движения в городах и селах относится к нарушениям, опасным для жизни человека.

Не буду утомлять рассказом обо всей долгой и мучительной процедуре разбирательства. Ограничусь перечислением последствий. Выяснять, кто был за рулем в то злосчастное утро, власти не стали, а все санкции были обращены к владельцу автомобиля, моему родственнику. Так вот, суд оштрафовал хозяина машины за нарушение скоростного режима на 1600 евро (75 тысяч рублей по сегодняшнему курсу).

Кроме того, собственника автомобиля обязали пройти полное медицинское освидетельствование (еще 150 евро). Причем во время этого освидетельствования тщательнее всего исследовалась печень. Кроме того, суд обязал владельца пройти полный платный курс занятий у психотерапевта и пять платных уроков безопасной езды в городе.

И кто-то после этого мне будет говорить, что российская Фемида безжалостна, а на дорогах у нас действуют драконовские законы?

Вот почему с тех пор я убежден — поведение наших водителей, хоть чуточку знакомых с правилами езды «у нас» и «у них», абсолютно рационально. При этом нарушение «у нас» далеко не всегда влечет за собой наказание. И дело не только в коррупции. Не раз убеждался, что если разговаривать с людьми в форме вежливо, если деятельно раскаиваться, просить «понять и простить», то при «незначительных» нарушениях добиться понимания не так уж и сложно.

Ребенка выплеснули

Мусолить тему плохих дорог и безбашенности россиян становится уже дурным тоном. Об этом, кажется, сказано абсолютно все. Добавить к тому, что в авариях виноваты дураки и дороги, абсолютно нечего.

Но странно, что при обсуждении страшных происшествий января 2014 года и в правительстве, и в СМИ, и в блогосфере все как-то напрочь забыли, что у дорожных аварий три составляющих: человеческий фактор (то есть поведение человека за рулем), сами дороги (точнее, их скверное состояние) и техническое состояние автомобиля.

Зимой, когда в силу природных причин дорожная обстановка резко усложняется, малейшая техническая неисправность может привести к трагедии. Автомобиль — сложнейшая система, в которой далеко не все можно контролировать визуально. Пожалуй, только лысая резина как фактор высокой аварийности бросается в глаза. А вот недостатки тормозной, рулевой систем скрыты глубоко под капотом и корпусом машины. О них до поры до времени можно и не подозревать, пока небольшой люфт руля не вынесет автомобиль на встречку.

Именно поэтому во всем мире автомобили ежегодно проходят обязательный технический контроль. Этот контроль до 2011 года был и в России. Он был строгим и действенным.

Правда, сама его процедура вызывала у автомобилистов огромные нарекания — пункты ТО действовали только при госавтоинспекциях, их было катастрофически мало. Чтобы пройти ТО, людям приходилось выстаивать огромные очереди. А дефицит у нас — родной брат коррупции. Тогда считалось, что заветный талончик осмотра несложно получить по знакомству, за взятки и так далее.

Но воспользоваться этим могли далеко не все. Основная масса автомобилистов реально проходила «автомобильную диспансеризацию». Мало того, что человек, готовясь к ТО, заранее ремонтировал автомобиль и оснащал его всеми положенными по закону атрибутами. Сам осмотр выявлял во внешне исправных авто десятки скрытых дефектов. Особенно, когда дело касалось подержанных машин.

В 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал одно из своих «эпохальных» (наряду с отменой зимнего времени, переименованием милиции в полицию) распоряжений об упрощении процедуры техосмотра.

Контроль за техосмотром из полиции передали в Российский союз автостраховщиков. ТО привязали к выдаче полисов ОСАГО. Начала действовать формула: не пройдешь ТО — не получишь полис.

Но, как часто бывает, российская действительность перевернула эту формулу с ног на голову: заплатил за полис — значит, «прошел» и ТО!

Гробы на колесах

29 ноября прошлого года «Трибуна» опубликовала журналистское расследование «Без тормозов». Говорилось в статье о том, что для получения полиса ОСАГО теперь нет нужды заезжать в пункты технического осмотра. При определенной ловкости проходить ТО совсем не обязательно!

Страховщики, к которым обращались журналисты «Трибуны», очень часто выражали готовность выписать полис ОСАГО без всякого прохождения ТО. А в некоторых страховых фирмах даже обещали после оформления страховой сделки выслать по почте «настоящую» диагностическую карту о том, что автомобиль якобы прошел процедуру технического осмотра по полной программе.

Об этой ситуации знают не только водители и журналисты, но и власть предержащие. «Трибуна» цитировала тогда письмо бывшего полпреда по СЗФО Николая Винниченко, который информировал российское правительство о том, что в округе действует огромное количество мошеннических пунктов техосмотра, где осмотр производится формально. Но одновременно в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Республике Коми и других регионах округа распространена практика, когда проверка вообще не проводится, машины не осматривают, но «липовая» информация о прохождении автомобилей ТО вносится в базу данных.

Фиктивные осмотры

Утверждать, что абсолютно все автомобили на дорогах Коми не проходят технический осмотр, конечно, нельзя. Многие сознательные водители ездят на ТО не только по обязанности, но и для того, чтобы знать реальное состояние своего «железного коня». В то же время официальные материалы проверки, проведенной полпредом Винниченко, говорят о том, что летом прошлого года в Коми было продано 5,5 тысячи полисов ОСАГО. А записей в единой информационной системе ТО было сделано всего 1,5 тысячи. При этом, как мы убедились, и эти записи вполне могут быть фиктивными.

Ни со стороны полиции, ни со стороны чиновников никакого интереса к опубликованным газетой данным проявлено не было. Видимо, по мнению властей, этой проблемы сегодня как бы не существует!

По итогам январских трагедий министр МВД по Коми Жуковский вынес предупреждение своим подчиненным на местах — высокая аварийность на дорогах может стоить им места. Наверное, это правильное решение: полиция может ужесточить соблюдение водителями скоростного режима, может заставить дорожников убирать колею на дорогах, заделывать ямы и колдобины.
Но кто сегодня остановит конвейер, штампующий трагедии? Кто остановит выезд на дороги смертельно опасного автохлама?

tribuna.nad.ru

А Может просто надо дороги делать а не сказки выдумывать про «загадочную русскую душу»

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26