Выступление главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации, начальника Департамента ОБДД МВД России генерал-полковника милиции В.Н. Кирьянова на совещании в Государственной думе РФ 10 февраля 2010 года

На повестке дня совещания рассматривался вопрос "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и дальнейших мерах по сокращению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий". В.Н. Кирьянов доложил по повестке дня следующее:

Год назад анализировалась ситуация с безопасностью дорожного движения в стране и планировались меры по снижению дорожно-транспортного травматизма. Вот та работа, которая была проделана, опираясь на решение Государственной Думы и достигнутые результаты в 2009 году.
Во-первых, в прошедшем году количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, а это сегодня основной показатель деятельности по обеспечению безопасности движения, снизилось на 12,9 процента по отношению к 2008 году.

Когда начиналась работа над разработкой федеральной целевой программы, количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно составляло порядка 34,5 тысяч человек. В 2009 году эта цифра снижена до 26 тысяч. Такой результат был получен путём проведения целой совокупности мероприятий: законодательных, организационных и, конечно, технических.

Во-вторых, истекший год был отмечен проведением первой Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая была проведена в Москве под эгидой Организации Объединённых Наций.

Какая проделана работа в 2009 году?

Первое. Уже четыре года действует федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения. Помимо сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях уменьшились значения индикаторов, характеризующих социальный и транспортный риски, детский дорожно-транспортный травматизм, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

Эти результаты в целом свидетельствуют о правильности выбранных подходов при формировании на федеральном, региональном и муниципальном уровнях комплекса программ, мероприятий и решений, принимаемых в ходе её реализации.

Действенно заработал механизм региональных и муниципальных программ, причём в некоторых субъектах Российской Федерации именно на программы муниципальных образований легло основное бремя расходов.

Предложенный в качестве их основы точечный подход, при котором даже незначительные средства должны направляться на решение конкретной задачи, будь то установка светофора или дорожного ограждения, себя сегодня оправдал.

Программно-целевой подход к работе по снижению ущерба от дорожно-транспортных происшествий, предусмотренный Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", начинает становиться основой в работе органов власти в Российской Федерации.

Однако, оптимизация расходов федеральной программы в 2009-2010 годах потребовала от государственных заказчиков концентрировать финансирование средств, к сожалению, только на части мероприятий, оказывающих наибольшее влияние на состояние безопасности дорожного движения. Поэтому пришлось отказаться от реализации ряда мероприятий, в том числе от строительства пешеходных переходов на разных уровнях, подземных или наземных, отдав приоритет модернизации светофорных объектов и установке дорожных ограждений.

Приостановлено финансирование большинства научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В целом программа сокращена в прошлом году на 29 процентов, в текущем году — на 63 процента.

В условиях сложной экономической ситуации привлечение средств регионов к софинансируемым мероприятиям также уменьшилось и составило около 45 процентов от запланированных.

В четырёх субъектах Российской Федерации — это Архангельская, Ивановская области, в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе финансирование программ из средств региональных бюджетов вообще приостановлено.

С учётом складывающейся финансово-экономической ситуации, анализа запрашиваемых регионами потребностей в материально-технических ресурсах и объёмах строительства, предусматривается провести ревизию мероприятий федеральной программа на 2011 год и последующие годы.

Второе. Число погибших пешеходов за период с 2004 года снизилось на 5773 человека или почти на 40 процентов. При этом важно подчеркнуть, что наибольшее снижение (больше чем на 50 процентов) произошло с возрастной категорией до 16 лет. Однако проблема повышения безопасности самой незащищённой категории участников дорожного движения — пешеходов, продолжает оставаться сегодня актуальной.

Анализ дорожных происшествий с участием пешеходов показывает, что большинство из них связано с отсутствием безопасных условий для движения пешеходов. Прежде всего, это относится к соответствующему оборудованию пешеходных переходов, их освещению, оборудованию и средствам регулирования, дорожной разметке, применению искусственных неровностей, разделению транспортных потоков и пешеходных потоков, ограждению проезжей части.

Реализуя предоставленные полномочия, усилия Госавтоинспекции в последнее время были направлены на исправление ситуации с оборудованием и содержанием пешеходных переходов. Проверки показывают, что в этой работе ГИБДД поддержала и Генеральная прокуратура.

Явно недостаточно внимания уделяется органами исполнительной власти и местного самоуправления устранению недостатков в эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, а меры, принимаемые ими сегодня, зачастую носят просто эпизодический характер.

Мероприятия по совершенствованию организации движения и созданию безопасных условий для движения пешеходов практически не планируются и, соответственно, в программы по безопасности движения не включаются. При этом, безусловно, нужна дальнейшая активизация, требуется контроль за соблюдением водителем требования уступить дорогу пешеходу.

Так, в минувшем году в стране совершено почти 72 тысячи наездов на пешеходов, что составляет 35,2 % от всех дорожно-транспортных происшествий. Что самое страшное, из этих цифр 16,5 тысяч — дорожные происшествия, совершенные непосредственно на пешеходных переходах.

Третье. Активно ведётся целенаправленная системная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, совершенствуются формы и методы, расширяется спектр проводимых мероприятий. За последние несколько лет число погибших детей в возрасте до 7 лет снизилось больше чем на 30 процентов. Это связано с введением закона, который обязал использовать детские удерживающие устройства. Это отразилось на состоянии аварийности с детьми с 7 до 14 лет – уменьшение почти на 40 процентов, с 14 до 16 лет - на 48. Но, несмотря на заметное улучшение обстановки, ещё каждый 13-й пострадавший в ДТП сегодня ребёнок или подросток.

В прошедшем году в методическом плане обеспечения деятельности по профилактике детского травматизма утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предусматривающий образовательную программу с изучением правил безопасного поведения на дорогах. Разработан и учебно-методический комплекс по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в качестве пешехода, пассажира, водителя велосипеда, мопеда, а также комплекс для обучения родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Проведён целый ряд других мероприятий.

Сегодня ясно видно, что субъекты Федерации откликнулись на эту проблему: строятся автогородки, создаются учебные классы. В детских садах и яслях тоже начали изучение техники правильного поведения на дорогах.

Четвёртое. Многое из того, что сейчас делается в регионах, выполняется органами исполнительной власти. При этом каждый из них выполняет свой набор функций. Поэтому так важно повысить роль региональных комиссий по безопасности дорожного движения, возложить на них функции координации в этой сфере.

На совещании в декабре 2009 года у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с участием помощников Президента и Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рассмотрены меры по повышению уровня ответственности руководителей региональных комиссий по состоянию безопасности дорожного движения. По его итогам предложено совместно с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по повышению эффективности деятельности этих комиссий в субъектах Федерации.

Пятое. Недавно утверждён технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Несмотря на неоднократные наши предложения, он не включил в себя перечень вопросов, связанных с безопасностью движения транспорта и пешеходов на прилегающей территории, требования к вместимости стоянок для транспорта.

Большинство национальных стандартов в области безопасности дорожного движения принято после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и носит рекомендательный характер. Сегодня отсутствуют современные требования к геометрическим параметрам улиц и дорог в населённых пунктах, их обустройству, к инженерно-транспортным сооружениям. Уже настало время на законодательном уровне закрепить включение вопросов безопасности дорожного движения во все этапы планирования, проектирования и функционирования дорожной инфраструктуры. Эта проблема требует скорейшего рассмотрения.

Шестое. Анализ структуры автопарка страны показывает, что с 2004 года количество стоящих на учёте в Госавтоинспеции автобусов, находящихся в собственности физических лиц, возросло более чем на 37 процентов, а их удельный вес за это время увеличился с 40 до 47 процентов. Аналогичная картина и по грузовым автомобилям: прирост составил почти 33 процента, а доля выросла с 45-ти до 54-х. Это говорит о том, что и законодательство должно меняться, учитывая происходящие изменения, особенно с точки зрения приложения усилий в профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Трагические события летом прошлого года, связанные со значительными человеческими жертвами, ещё раз это подтверждают.

Существующая система профилактики дорожно-транспортных происшествий применительно к перевозке пассажиров и грузов, к сожалению, не построена. Необходимые нормативные правовые акты, определяющие ответственность всех субъектов в этой сфере, не приняты. Фактически весь комплекс профилактической работы, который должен проводиться с водительским составом в соответствии с приказом Министерства транспорта, не контролируется. Реальных экономических рычагов воздействия на частников, к сожалению, пока у нас сегодня нет. Он фактически сам контролирует и техническое состояние транспорта, режим труда и отдыха водителя, физическое самочувствие и многое-многое другое.

Как следствие, основным внешним контролем остаётся только контроль на линии, то есть, при выявлении инспектором нарушений правил со стороны водителя, а как известно, вся профилактическая работа должна начинаться до выезда на дорогу, то есть, в самом предприятии.

Безусловно, контрольно-надзорная деятельность Госавтоинспекции и работа по административно-правовому воздействию на нарушителей правил дорожного движения будет совершенствоваться, она совершенствуется и сейчас.

Не всем понятно, что простое ужесточение наказания за нарушение в области дорожного движения не может быть единственной мерой воздействия, хотя и реально влияющей сегодня на уровень аварийности.

Отдельный вопрос обеспечения безопасности дорожного движения напрямую связан с качеством нормативно-правового регулирования в этой области. Здесь остаётся ряд нерешенных проблем. В настоящее время активно ведётся разработка законопроекта в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, которые даны по итогам совещания 6 августа прошлого года, посвященного анализу причин ряда резонансных дорожных происшествий с большим числом человеческих жертв.

Результаты анализа показали серьёзные просчёты по нормативно-правовому регулированию перевозочного процесса с точки зрения безопасности. Особенно остро стоит проблема чёткого правового разграничения компетенции в области обеспечения безопасности дорожного движения между федеральным, региональным и местными уровнями власти.

Скорейшей правовой переработке подлежит ряд законодательных актов: Федеральный закон "Об образовании", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Градостроительный кодекс и другие.

Назрела необходимость внесения изменений в статусные документы министерств, предусматривающие нормы об их обязанностях в соответствующих сферах деятельности и их ответственность. Ряд законопроектов уже разработан. В.Н. Кирьянов обратился к депутатам с просьбой о поддержке подготовленных законопроектов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Говоря о международной конференции, которая была проведена в Москве, В.Н. Кирьянов отметил, что в её работе приняли участие 150 стран. 70 из них были представлены министрами. Также участниками стали 30 правительственных организаций и более 80-ти - неправительственных. Только аккредитованных журналистов из всех стран было более 300.

В работе конференции приняли участие руководители профильных комитетов Государственной Думы. Это Владимир Николаевич Плигин и Сергей Николаевич Шишкарёв. Проведение конференции и принятие декларации стали новым этапом совместной работы по снижению уровня риска гибели людей в дорожных происшествиях. Своим решением по итогам конференции Президент Российской Федерации поручил обеспечить последовательную реализацию её инициатив. При этом особое внимание обратить на используемые возможности сотрудничества для решения практических задач повышения безопасности движения.

Проведение форума такого уровня в нашей стране свидетельствует о возрастающей роли Российской Федерации в решении проблемы дорожно-транспортного травматизма, свидетельствует об активных шагах в деле интеграции в мировое сообщество.

Сохранение положительной динамики в состоянии безопасности дорожного движения, как показывает опыт многих стран, требует последовательных решений по разработке и осуществлению общенациональных программ с соответствующим ресурсным обеспечением.
Проведённая аналитическая работа и опыт совместных действий последних лет позволяют сделать вывод о необходимости разработки национальной долгосрочной программы по повышению безопасности дорожного движения.

Предполагается, в качестве промежуточной цели, к 2015 году сократить число погибших в дорожных происшествиях в полтора раза по сравнению с 2008 годом.
В заключение В.Н. Кирьянов заострил внимание депутатов ещё на одном важном вопросе.

В настоящее время в соответствии с указом Президента Российской Федерации проводится активная работа по реформе органов внутренних дел.

Естественно, это не может не затронуть и Госавтоинспекцию. Не дожидаясь пока мнения компетентных экспертов, при отсутствии глубоких аналитических материалов в средствах массовой информации, раздаются призывы о кардинальной реорганизации Госавтоинспекции, вплоть до её полной ликвидации. Мы ясно осознаём, что у нас много и нерешённых вопросов.

Вместе с тем, Госавтоинспекция в настоящее время является единственным в стране органом, чья деятельность направлена на обеспечение безопасности движения. Примечательно, что ни у одного из всех сорока федеральных органов исполнительной власти, призванных участвовать в этой работе, в положениях о деятельности практически нет пунктов, где содержались бы конкретные задачи в области безопасности дорожного движения.

В документе Организации Объединённых Наций по проблеме обеспечения безопасности движения констатируется, что мировой опыт показал — в деле обеспечения безопасности дорожного движения могут работать различные организационные модели, и что в каждой стране ведущее учреждение должно быть выбрано с учётом своих конкретных условий.

В этой ситуации самое главное — не потерять тех положительных тенденций в изменении состояния безопасности дорожного движения в стране, – резюмировал главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26