У сильного всегда бессильный виноват?

Алексей Бердников за рулём — тридцать лет. Долгое время работал дальнобойщиком, колесил по всей стране. В последнее время возил большемерные и негабаритные грузы. Если точнее — трубы и металлоконструкции большого веса. Имеет поощрения за безаварийную работу. Увы, всё это в прошлом.

У сильного всегда бессильный виноват?

В конце прошлого года он попал в аварию, и на днях его лишили прав. Не на трассе в командировке, а в собственном городе, на знакомой улице. Причём за нарушение, которого не совершал.

Экспертиза утверждает, что вины его нет, свидетели заявляют, что был гололёд, руководство министерств подтверждает, что сотрудник ГИБДД, оформлявший материал по факту дорожно-транспортного происшествия, не в полной мере отразил ситуацию, за что подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности. Однако мировой судья все эти факты в расчёт не берёт и назначает Бердникову административное наказание «в виде лишения права управления транспортным средством сроком на четыре месяца». Это при том, что у нас ещё никто не отменял пресловутую презумпцию невиновности. А это - один из основополагающих принципов судопроизводства.

Принцип презумпции невиновности гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

По скользкому льду

19 декабря Алексей на своей новенькой «Ниве» в конце улицы Димитрова поворачивал налево, выезжая на Октябрьский проспект. Это место в городе знает каждый автомобилист, поскольку аварии здесь происходят с завидной регулярностью: это вроде бы и перекрёсток, и в то же время — неполное кольцо, где действуют особые правила. Любой шофёр знает, что при проезде по кольцу преимущество имеет тот автомобиль, который двигается по кругу - его необходимо пропустить. Бердников как раз и двигался по кольцу, когда увидел, что мчащийся слева автомобиль «Судзуки» не собирается уступать дорогу, а потому затормозил. Увы, столкновения избежать не удалось - «Судзуки» «влепился» ему в левый бок. Машину Бердникова развернуло и отбросило вправо.

Естественно, Алексей выскочил из машины и стал осматривать автомобиль, заметив при этом, что всё движение на перекрёстке замерло. Ему бы на свидетелей обратить внимание, записать номера машин, что стояли на Октябрьском проспекте в ожидании его проезда, но он был убеждён, что ничего не нарушал, а потому его больше волновали повреждения. Зря. Как оказалось, протаранивший его водитель виновным себя отнюдь не считал.

Обычно ждать экипаж ГИБДД при ДТП приходится довольно долго. А тут «гаишники» явились очень быстро, поздоровались с водителем «Судзуки» и принялись составлять протокол и схему происшествия. Алексей попросил отметить в акте, что на дороге гололёд, однако сотрудники ГИБДД этого «не заметили» и в акте сей факт не отразили. Проще говоря, акт оказался составлен так, что в происшествии виноват не водитель «Судзуки Гранд Витара» Сергей Жилин, автомобиль которого даже после удара в бок «Нивы Шевроле» оказался на 17 сантиметров на встречной полосе, а как раз Алексей Бердников!

Личные связи — прежде всего?

Надо отметить, что сотрудники ГИБДД как-то сразу решили, что виновен Бердников. Его посадили в патрульный автомобиль и не выпускали до тех пор, пока не закончили составлять документы. В то же время водителя «Судзуки» не просто отпустили, он вообще расхаживал где хотел, перегнал автомобиль с места происшествия на обочину. Алексею не разрешили даже помочь убрать его «Ниву» с проезжей части, когда приехал эвакуатор. Из всего происходящего Бердников понял одно: его хотят сделать «козлом отпущения».

И он оказался прав. Составленные документы указывали на то, что виноват только водитель «Нивы» - это он выехал на встречную полосу, а не водитель «Судзуки». Но тогда спрашивается: с какой же скоростью «летел» «Судзуки», если после столкновения его не отбросило назад, а протащило вслед за протараненной «Нивой» 17 сантиметров на встречную полосу?

Увы, объяснения Бердникова никто не слушал. Алексей понял, что водитель «встречного» автомобиля то ли знаком с начальством полицейских, то ли сам — «большая шишка».

Хождение за защитой

Алексей вскоре уяснил, что нужно искать защиту, ибо во всём обвинят его. Он обратился в «Сыктывкарский центр негосударственных экспертиз» с просьбой дать объективную оценку аварии. И независимый эксперт пришёл в следующим выводам. Во-первых, он не нашёл следов торможения автомобиля «Судзуки», Другими словами, водитель иномарки не собирался уступать место на проезжей части автомобилю, имевшему преимущества. В то же время водитель «Нивы» тормозил так, что его забросило сначала влево, а после удара выбросило на «встречку». Главное же в заключении — последний пункт. Приведём его полностью.

«Схема ДТП от 19.12.2011 г. д. 18 по Октябрьскому проспекту г. Сыктывкара с участием автомобиля «Шевроле Нива» и автомобиля «Suzuki Grand Vitara” имеет ряд несоответствий произведённых замеров, изложенных в исследовательской части и проиллюстрированных в Схеме ДТП, изготовленной с соблюдением масштаба».

Получив такое заключение, Алексей Бердников обратился с жалобой к руководству ГИБДД и в прокуратуру Сыктывкара. И получил ответ, в котором начальник ОРЧ СБ МВД по Республике Коми О. Дресвянкин сообщил, что дело будет рассматриваться мировым судьёй, а «Сведения о предвзятом отношении сотрудников ДПС к участникам дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 19.12.2011 на пересечении улиц Димитрова и Октябрьского проспекта, не нашли объективного подтверждения. Однако проверкой установлено нарушение служебной дисциплины и законности со стороны лейтенанта полиции, выразившееся в неполном оформлении материала по факту ДТП, за что он подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности».

«Самый гуманный и справедливый»

Теперь-то уж Алексей не сомневался, что правда будет на его стороне. Увы, и здесь он заблуждался. Напрасно он два месяца искал свидетелей, подавая объявления в газеты и на телевидение, потому что их показания судью не убедили. Зря предоставил фотографии места происшествия, на которых прекрасно видно, что дорога покрыта льдом, что есть следы торможения. Напрасно водитель эвакуатора доказывал, что было очень скользко и он даже упал, когда прицеплял трос к машине Бердникова, потому что подскользнулся. И то, что свидетели не подставные, суд установил, но... Признал виновным в происшествии именно водителя «Нивы».

Обсуждать действия суда у нас не положено. Не согласен — обращайся в следующую инстанцию: там разберутся. В силу ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Здесь возникает частное мнение. Вроде как в данном случае должны бы состязаться участники ДТП, однако на деле получается, что господин Жилин в споре не участвует, он априори признан невиновным, а с Бердниковым состязается сама правоохранительная система.

В соответствии со статьёй 67 ГКП РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Так гласит закон. И в законе имеется статья 1.5 под названием «Презумпция невиновности», пункт четвёртый которой звучит так: «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Видимо, суд таких вот «неустранимых сомнений» не усмотрел и лишил водителя, который за тридцать лет не совершил ни одной аварии, прав управления.

В постановлении суда имеется пункт о том, что оно может быть обжаловано в Сыктывкарском городском суде в течение 10 дней со дня получения копии решения. Что Алексей Викторович и сделал. Вот только захочет ли эта инстанция вникнуть в суть дела, или Бердникову придётся обращаться и дальше?

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26