На столе у заместителя руководителя Дорожного агентства РК Юрия Лучинина лежит карта республики с разметкой существующих дорог. Глядя на эту карту, понимаешь, что перед тобой – самый настоящий тришкин кафтан, который руководство агентства пытается залатать имеющимися средствами. Только сделать это, как известно из басни Ивана Андреевича Крылова, невозможно...
Дорога на Удору
Вы любите экстрим? Если да, то вам самое время отправиться в Удорский район: там этот вид спорта очень моден. Места здесь чудные: девственные леса, чистые реки, тишина и покой. Можно сутками плыть по реке на байдарке и никого не встретить: населения в тех краях немного. И с экологией все обстоит прекрасно: промышленности никакой, воздух чист и прозрачен, воду пить можно прямо из рек без кипячения. Сюда едут туристы со всего света, но особенно популярен район у финнов – их в последнее время здесь замечают все чаще.
Впрочем, экстрим можно получить полной ложкой и не будучи туристом, стоит отправиться на Удору не по железной дороге, а на машине. Хлебнете по полной! Ну а если возьмёте гидом кого-то из предпринимателей, то такого наслушаетесь, что волосы дыбом встанут! О том, как приходится преодолевать водные преграды, если сломается мост, сколько километров нужно проехать, чтобы найти объезд. Да, и самое главное: в путешествие лучше отправляться на вездеходе и желательно не на одном, чтобы было кому вытащить, если попадешь в яму или забуксуешь…
Дорога жизни
Автомобильную дорогу на Удору начали строить еще в прошлом веке. За прошедшие годы удалось пробить трассу, сделать ее проезжей. До идеала, конечно, далеко, но по большей части трассы проехать можно. Остался один проблемный участок: от посёлка Вожский до Яренги, где и тридцати километров не наберется. Здесь стройка встала, всё уперлось в недостроенный мост.
В 2008 году строители отсюда ушли. Теперь от Вожского машины, идущие из Кослана, вынуждены поворачивать прямо перпендикулярно дороге и уходить в Архангельскую область, делая круг чуть ли не в двести километров. Поплутав по просёлочным дорогам соседней области, машины попадают в Жешарт и оттуда уже – в Сыктывкар и дальше.
Самое интересное в том, что на бумаге дорога строится и деньги туда вкладываются немалые. В этом году правительство выделило из бюджета 96 миллионов рублей, в прошлом и позапрошлом – выделялось едва ли меньше.
Церетели и не снилось
Недалеко от Кослана возводится путепровод (один из видов мостовых сооружений, пропускающих одну дорогу над другой). За это время здесь вырос рукотворный Монблан из десятков тысяч кубометров грунта, который строители навезли из карьеров. В этом году предполагается отсыпку закончить и сделать мост над железной дорогой.
Представьте себе картинку: в глухой тайге стоит этакое грандиозное архитектурное сооружение, по которому изредка проезжают машины. А под мостом раз в сутки проходит пассажирский поезд, да раз в двое суток – сборный товарняк… Причём километрах в полутора имеется оборудованный железнодорожный переезд, по которому сегодня и идет поток машин.
Этот мост проектировался под будущую магистраль «Белкомур», которую построят лет через 15-20, да и то при благоприятном развитии экономики. Но сейчас по железной дороге практически нечего возить, все грузы из-за их малого объема доставляются по автомобильной дороге! Спрашивается: какая такая насущная необходимость в строительстве этого путепровода? Неужели нельзя его построить потом, тем более что переезд имеется?
Раз заплата, два заплата
Глава района Руслан Ульянов неоднократно обращался в дорожное агентство с просьбой пересмотреть планы и приступить к строительству недостроенного участка возле Яренги, но взаимопонимания не встретил. У агентства своё видение ситуации.
Юрий Лучинин при встрече пояснил, что сделать на данном этапе ничего нельзя: объект строится строго по плану, а планом предусмотрено финансирование по частям. Вот будет закончен этот участок, тогда будут выделены деньги на следующий!
Самое грустное в том, что сам Юрий Петрович понимает, что путепровод на данном этапе не является объектом первой необходимости, но... Сделать ничего нельзя! Таковы требования Москвы, которая выделяет деньги! В этом году на всё про всё выделено около семисот миллионов рублей. На всю республику! А дороги нужно содержать и строить и в Усинске, и в Сыктывкаре, и в Объячево.
На днях вот прокуратура проверила состояние дороги на Ухту и вынесла предписание устранить недостатки. Спрашивается, за какую дорогу спросят с руководства агентства в первую очередь: за федеральную трассу Сыктывкар-Ухта или тупиковую на Кослан? Естественно, деньги будут направлены на ту, что важнее. Вот вам тот самый тришкин кафтан. Кстати, знаете, как переводится слово бумага на коми? Кабала! И так получается, что план для агентства – та же кабала, которая не дает права на манёвр.
Есть и ещё один нюанс, так сказать, неофициальный. Корни ситуации со строительством дороги на Кослан видятся в отношениях руководства республики с подрядчиками.
Начинало строительство ПСО «Труддорстройпром». В Удорском районе было создано специальное подразделение, в котором насчитывалось около сотни единиц техники и более двухсот работников. Коллектив был настроен в короткие сроки завершить строительство, но…
Руководителя «Труддорстройпрома» Михаила Шарова тогдашний заместитель Главы РК Павел Орда поставил в такие условия, что тот был вынужден отказаться от подряда. Его получила другая строительная организация, базирующаяся в Сосногорском районе, – ООО «Трансстройсервис». Как и положено, на законных основаниях: новый подрядчик предложил на конкурсе более выгодные условия.
Для кого выгодные – это, как говорится, вопрос большой и интересный. Довелось слышать версию о том, почему «Трансстройсервис» взялся за строительство именно участка с путепроводом. Просто рядом находились карьеры, из которых брали песок на отсыпку. Карьеры принадлежали «Труддорстройпрому», но пользовался ими новый подрядчик. Затрат не так много, а денег – наоборот. Кто сосчитает, сколько там того песка уложено?
Ну а удорское подразделение «Труддорстройпрома» ООО «Леса Удоры» осталось без фронта работ. В короткие сроки уволилось более ста работников, сейчас здесь занято всего около пятидесяти человек. Предприятие занимается обслуживанием имеющихся дорог и строительством лесовозных усов для лесозаготовителей.
Прекрасное далёко
В Удорском районе в ужасном (другого слова не подберёшь!) состоянии находятся мосты по дороге на Пыссу. Ездить по ним страшно: они сгнили и разваливаются, но... Машины ездят! Знают об этом все. Знают, но закрывают глаза на существующее положение дел. Почему? Так ведь людям нужны продукты, им необходимо как-то попадать в больницу, ездить по делам. Вот если провалится мост и случится катастрофа, тогда, возможно, в авральном порядке в Сыктывкаре найдутся деньги для ремонта. Но это если гром грянет...
Недавно к руководству Дорожного агентства приходила делегация ветеранов Удорского землячества во главе с Иваном Иевлевым. Заслуженные люди, отдавшие району и республике все свои силы, а сейчас проживающие в Сыктывкаре, пришли просить о помощи своей малой родине, которая без дорог просто медленно умирает. Разговор был долгий, эмоциональный, но безрезультатный: гостей убедили, что изменить ситуацию сейчас нельзя. Вот через пару-тройку лет, когда будет изменено федеральное законодательство, появится дорожный фонд, в регионы станут поступать деньги, тогда и в удорские дороги будет вложено столько денег, сколько нужно.
Если вы любите экстрим, вам самое время подумать о поездке на Удору. Лучше, конечно, дождаться дождей: такого насмотритесь и испытаете, услышите про наших чиновников столько интересного – надолго хватит воспоминаний…
Отправить комментарий