Начиная с грядущей субботы российские водители будут ездить по измененным Правилам дорожного движения.
С 20 ноября вступают в силу поправки к этому документу, регулирующему движение по нашим дорогам. А с 21 ноября – поправки к Кодексу об административных правонарушениях, определяющие степень наказания за те или иные нарушения. Обновленная редакция Правил дорожного движения была утверждена Правительством РФ в мае 2010 года. По закону поправки вступают в силу спустя полгода после публикации соответствующего постановления. Изменения в ПДД и КоАП нам прокомментировал заместитель начальника управления ГИБДД МВД по Республике Коми Алексей Осташов.
– Алексей Иванович, с 20 ноября всем водителям, независимо от того, в населенном пункте они или за его пределами, нужно будет ездить, как говорится, днем с огнем. До сих пор это требование распространялось только на дороги вне населенных пунктов.
– Действительно, пункт 19.5 ПДД теперь звучит так: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или ходовые огни». Поясню, что ходовые огни – это установленные заводом-изготовителем внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости транспортного средства днем. Они есть только на некоторых моделях иномарок, конструкция отечественных авто их не предусматривает. Делается это в интересах безопасности – так в данном случае автомобиль будет легче заметить. В течение последних двух лет включенные фары у нас обязательное условие для движения вне населенных пунктов. И это привело к снижению аварий.
– А если водитель не в курсе новых правил или просто забудет включить фары?
– Начиная с 13 ноября наши сотрудники предупреждают о нововведении всех тех водителей, с кем приходится общаться. С 20 ноября за нарушение этого правила предусмотрен штраф в сто рублей или предупреждение. До 1 декабря мы решили ограничиваться только предупреждениями. В дальнейшем также не будем штрафовать тех, кто нарушил новое правило впервые. Но если водитель будет систематически ездить с выключенными фарами, то придется платить штраф.
– С 23 сентября была введена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за управление транспортным средством, где установлены тонированные стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Но многие как ездили, так и продолжают ездить с наглухо затонированными стеклами...
– Есть такая категория водителей, для которых пятьсот рублей –небольшая сумма. Но все равно они должны в течение десяти дней выполнить предписания наших сотрудников и устранить тонировку. Иначе к ним будут применяться уже другие меры наказания. В сельских районах тонированных машин стало значительно меньше. Затрудняет нашу работу и то, что во время дождя мы не можем проверять светопропускание стекол. Тем не менее с 9 ноября водителям республики выписано уже более пятисот административных штрафов за излишнюю тонировку.
– В новых правилах сужено понятие «обгон». Ранее возникало немало спорных моментов, что же считать обгоном.
– В новой редакции ПДД обгон – это опережение транспортных средств, связанное только с выездом на полосу встречного движения с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Действительно, понятие «обгона» сужено. Он будет разрешен только на тех дорогах, где разрешен возможный выезд на полосу встречного движения. Обгон запрещен на мостах, путепроводах, в тоннелях, на эстакадах и под ними. Новая трактовка обгона привела к тому, что раздел 11 ПДД был практически переписан полностью. Теперь его название звучит как «Обгон, опережение, встречный разъезд».
Конкретизирован пункт, в котором водителю запрещается выполнять обгон. Раньше формулировка звучала мягче: «Прежде чем начать обгон, водитель должен убедиться...» Теперь ему запрещается этот маневр, если движущаяся впереди машина производит обгон или объезд препятствия.
Появилось и новое понятие – «опережение». Это движение со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства. Опережение обозначает примерно то же, что в старой редакции ПДД называлось обгоном.
Поскольку фары будут включены даже днем, предупредить об обгоне впереди идущую машину можно будет с помощью переключения с ближнего света на дальний.
– Знак «Обгон запрещен» сейчас будет иметь исключения?
– С 20 ноября знак «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств, за исключением тихоходных транспортных средств (гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски). По встречке можно будет обгонять так называемые тихоходные транспортные средства. То есть те, кто по своей конструкции не может двигаться более 30 километров в час. К ним относится, например, большинство тракторов. Они должны маркироваться специальным знаком, который можно найти в Правилах дорожного движения, – треугольник красного цвета с обрезанными углами, окантовка желтого цвета. Но в любом случае водителям необходимо проявить осторожность перед началом такого маневра. И если помимо знака есть сплошная линия разметки, то обгонять тихоходные транспортные средства запрещено. Водители ТТС, а также перевозящие негабаритные грузы или все остальные, кто по какой-либо причине едет со скоростью менее 30 км/час вне населенных пунктов, там, где обгон таких машин затруднен, должны принять как можно правее или вообще остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним автомобили.
Появятся и новые дорожные знаки «Аварийный выход», «Направление движения к аварийному выходу» (например, в тоннелях), а также «Телефон экстренной связи» и «Огнетушитель».
Отныне в ПДД четко прописан приоритет дорожных знаков перед разметкой в тех случаях, когда они противоречат друг другу. Ранее только временные дорожные знаки торжествовали над разметкой. С 20 ноября любые знаки будут иметь преимущество перед разметкой.
К тому же у нас зачастую уже к августу от краски разметки мало что остается на асфальте.
Также изменился перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. С 20 ноября нельзя будет ездить на машине, на разных осях которой установлены ошипованные и неошипованные шины. Некоторые водители в целях экономии меняли только задние или передние колеса. Сцепление с дорогой у шин с различными свойствами очень резко меняется. Это приводило к заносам и авариям.
– Изменилось и правило движения перед пешеходными переходами.
– В пункте 14.1 ПДД слова «уступить дорогу пешеходам» заменили на «обязательно снизить скорость или остановиться». Это обязывает водителей, приближающихся к нерегулируемому пешеходному переходу, перед ним снизить скорость или остановиться для пропуска человека, переходящего проезжую часть или только ступившего на «зебру». В целом смысл статьи остался прежним, но понятие «уступить дорогу» стало более точным.
Кроме того, пункт 14.2 ПДД гласит, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водитель другого автомобиля, находящегося на соседних полосах, должен убедиться, что перед ним нет пешеходов. А для этого придется снизить скорость.
– Но в Сыктывкаре есть и достаточно широкие дороги, с интенсивным движением пешеходов. Не приведет ли это к пробкам?
– Да. Подобную ситуацию можно наблюдать на перекрестке улицы Коммунистической и Октябрьского проспекта – так называемом кольце. Но мы решили, что если водитель автотранспорта не мешает движению пешехода и тот может перейти улицу, не останавливаясь и не меняя своего пути, то водитель может проезжать подобные места. Разумеется, что предварительно снизив скорость и убедившись, что пешеходы еще далеко.
– Кстати, о кольце. Днем в этом месте почти всегда можно наблюдать пробки. Можно ли как-то решить проблему?
– Проще всего было бы просто убрать кольцо и сделать здесь обычный перекресток. Но это не выход. Подземные или надземные переходы для пешеходов стоят слишком дорого. Сейчас мы ищем варианты решения этой проблемы. Возможно, что здесь появятся светофоры, а движение по кольцу будет двухполосным.
Вернемся, однако, к новым правилам. В них в том числе прописано и движение по кольцу – перекрестку с круговым движением. Сейчас именно тот водитель, который уже въехал на перекресток и движется по кругу, не должен уступать дорогу тому, кто только въезжает на этот участок. Правило правой руки в такой ситуации больше не работает. Правда, в Сыктывкаре, как и в Европе, кольцо – это главная дорога, и это правило для наших водителей уже привычное.
– Есть в правилах изменения по ремням безопасности и детским креслам?
– Ремнями безопасности теперь должны пристегиваться все без исключения водители и пассажиры. Если раньше были послабления для машин оперативных служб, ДПС, а также инструкторов, обучающих вождению, то теперь этот пункт исключен.
Внесены изменения в пункт 22.9 ПДД РФ, определяющий порядок перевозки детей. Теперь он звучит так: «Перевозка детей до 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств».
– За какие нарушения увеличены штрафы?
– Изменения в КоАП, которые вступят в силу с 21 ноября, в основном коснутся увеличения штрафов за нарушения на дорогах. Ужесточена ответственность за выезд на трамвайные пути встречного направления. Теперь за данное нарушение предусмотрено лишение права управления транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Правда, у нас в республике за это никого еще не штрафовали – нет у нас трамвайных путей. Выполнение запрещенного левого поворота грозит штрафом от 1000 до 1,5 тысячи рублей. Штраф за невыполнение требований предписывающих знаков и разметки увеличен со 100 до 300 рублей. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением вас могут наказать пятью тысячами рублей.
– Новые правила должны знать только водители или пешеходов также ждут изменения?
– Дополнен пункт 4.7 ПДД РФ для пешеходов. С 20 ноября
при приближении транспортных средств с включенным не только синим проблесковым маячком, а теперь синим и красным (это машины ГИБДД) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Газета «Республика»
Отправить комментарий