В конце прошлого года в Сыктывкаре было проведено сплошное обследование пассажиропотока на автобусных маршрутах. Сейчас на основе его результатов проводится оптимизация схемы движения общественного транспорта. Однако ситуация с пассажирскими перевозками в городе остается далекой от идеальной. О существующих проблемах и о том, что делается и не делается для их решения, в интервью агентству "Комиинформ" рассказал председатель Коми Республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу.
- Иван Семенович, год назад мы с Вами уже разговаривали о наиболее актуальных проблемах в сфере пассажирских перевозок Сыктывкара и республики в целом. Что изменилось с тех пор? Есть ли какие-то подвижки?
- Каких-либо изменений в лучшую сторону я не вижу. Положение дел на пассажирских автотранспортных предприятиях Коми (ПАТП) иначе как критическим не назовешь. Многие ПАТП, в том числе Сыктывкарское, "захлебываются" в миллионных долгах, что неминуемо ведет к банкротству.
Постановления администраций городов и районов, правительства республики о возмещении выпадающих доходов пассажирским автотранспортным предприятиям должным образом не работают, а в ряде муниципалитетов и вовсе не принимаются.
Как бы банально это не звучало, но ключевой проблемой остается недостаток финансирования. Цены на проезд в автобусах, устанавливаемые Службой Республики Коми по тарифам, ниже фактической себестоимости перевозок, а выпадающие доходы в должной мере не возмещаются. В этих условиях ПАТП могут в любой момент прекратить работу.
Из-за бедственного финансового положения подвижной состав предприятий не обновляется. Имеющийся транспорт изношен на 70-80%, а отдельные автобусы курсируют по нашим маршрутам со 100% выработанным ресурсом, причем давно. Последние годы в Коми завозятся автобусы, как правило, уже бывшие в эксплуатации. Какой у них остаток моторного ресурса, никто вам точно не скажет. Есть в Сыктывкаре автобусы, которым более 25 лет. Гарантию, что такой транспорт не развалится на высокой скорости с полным салоном пассажиров, никто не даст. В России пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А ведь эти автобусы продолжают возить пассажиров, подвергая их жизни и здоровье опасности. Они представляют серьезную угрозу для всех участников дорожного движения.
- С заботой о пассажирах все понятно. А водители и кондукторы не боятся работать в таких условиях?
- Конечно, нельзя сказать, что до пассажиров всем без исключения нет дела. Например, на междугородных линиях появляются новые комфортабельные автобусы, но и там не все безоблачно.
К сожалению, должен констатировать, что самая большая несправедливость в том, что конституционные гарантии людей в обеспечении равной доступности услуг пассажирского транспорта соблюдаются за счет снижения заработной платы водителям и кондукторам во всех без исключения ПАТП.
Вместе с тем, законы, регулирующие пассажирские перевозки, постоянно ужесточаются. С каждым годом разрабатываются новые нормы и правила, которые требуют дополнительных затрат. Чего только стоит оборудование автобусов ремнями безопасности, тахографами, а теперь и навигационной системой "ГЛОНАСС". Предприятиям приходится приобретать все это за свой счет.
- Каким образом, по Вашему мнению, сегодня можно решить извечную проблему финансирования?
- Необходима честность и компетентность со стороны всех участников урегулирования этого вопроса. В первую очередь, властных структур, по долгу своей службы задействованных в установлении цены на проезд. Мы уже говорили о заключении цивилизованных договоров между органами местного самоуправления и автотранспортными организациями. Если власти ограничивают предприятие в установлении стоимости проезда, то необходимо предусмотреть соответствующее возмещение, компенсацию убытков. Проще говоря, если власть вмешивается в процессы рынка и пытается их урегулировать путем запретов и ограничений, она должна нести за это ответственность.
По моему мнению, необходимо, чтобы каждый перевозчик, заключивший договор с администрацией муниципалитета, в обязательном порядке представлял в Службу РК по тарифам расчеты себестоимости перевозок, а местные власти принимали решения о стоимости проезда в автобусах на своих территориях.
Например, в Сыктывкаре заключены договоры с четырьмя перевозчиками. У всех предприятий получается разная себестоимость. В идеале должно быть так: АТП доказали в Службе РК по тарифам свою себестоимость, ведомство утвердило ее своим приказом, а городская администрация на основании этих данных устанавливает плату за проезд. Именно такая схема сегодня применяется на дачных пригородных маршрутах Сыктывкара. С 1 мая по 1 октября дачники смогут ездить по общегородскому тарифу, а выпадающие доходы предприятиям возместит муниципалитет.
Эта проблема обсуждалась и на недавних совещаниях под руководством Дорожного агентства Коми. В них приняли участие представители Службы по тарифам в РК, администраций Сыктывкара, Ухты, Сосногорска, Сысольского, Княжпогостского районов, руководители ПАТП этих муниципалитетов и нашей организации - Коми Рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства - в моем лице.
- К чему удалось прийти в результате совещаний?
- Были выработаны предложения. По некоторым муниципалитетам они еще дорабатываются. По Сыктывкару протокол согласован всеми сторонами, подписан руководителем дорагентства Эдуардом Слабиковым. Могу упомянуть основные моменты, которые были вынесены. Так, Дорожному агентству Коми совместно с Министерством финансов республики и Агентством РК по социальному развитию было рекомендовано рассмотреть вопрос об изменении механизма возмещения расходов перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки по социальным проездным билетам на городских маршрутах.
Также было рекомендовано до 1 июня этого года провести внеплановые проверки перевозчиков, заключивших договоры на обслуживание населения с администрациями Сыктывкара и Эжвинского района. Цель - выявить экономически обоснованный тариф на городские перевозки.
Также мэрии Сыктывкара были даны рекомендации по установлению тарифа на дачные маршруты и по поддержке перевозчиков в части обновления автопарка.
Вообще, хочется поблагодарить руководство дорагентства за проведение этих пяти совещаний, за профессионализм сотрудников ведомства.
- Есть какие-то проблемы в отрасли помимо финансирования?
- Есть. Например, некоторые ООО, ИП, и ЧП работают на маршрутах с грубейшими нарушениями ПДД. Они используют "черные" или "серые" схемы выплаты заработной платы, порой вообще не трудоустраивая официально людей, экономя на выполнении требований безопасности дорожного движения, грубо и систематически нарушая режим труда и отдыха водителей. Они стараются любой ценой извлечь прибыль. Подтверждение моим словам можно получить, запросив в налоговых органах информацию об уровне зарплаты водителей и кондукторов у таких горе перевозчиков и уплаченных ими налогах на доходы, количестве официально оформленных работников.
- А разве надзорные органы не должны проводить проверки и реагировать на такие факты?
- Надо сказать, что в Коми Реском профсоюза участились обращения работников с жалобами на работодателей-частников по поводу "черных" схем выплаты зарплаты, потери трудового стажа, невыполнения пенсионных гарантий, несоблюдения режима труда-отдыха и так далее.
Водители и кондукторы жалуются, что работают по 12-16 часов в сутки, в месяц – до 250 часов, а то и больше. Учет рабочего времени по ним ведется с грубейшими нарушениями. Официальная зарплата начисляется в пределах от двух до пяти тысяч рублей. Остальной заработок выдается непонятными схемами.
По этим вопросам наша организация обратилась в республиканскую прокуратуру. Прокуратура направила поручение трудинспекции. На наш запрос в последнее ведомство мы получили неутешительный ответ. Выходит, законодательство таково, что нарушители могут и дальше беспредельничать. Возможно, трудинспекция проверит их планово только в 2013 году.
Но мы не можем ждать еще год. Профсоюз - это интегрированная снизу вверх единственная из общественных организаций, действующая по своему федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Члены президиума профсоюза были просто ошарашены ответом трудинспекции. Принято решение поднять вопрос на более высоком уровне и придать ситуацию огласке.
- Какими все-таки Вы видите первые шаги по решению проблем в сфере пассажирских перевозок?
- Во-первых, перевозки должны осуществляться под жестким контролем органов местного самоуправления и с полным соблюдением требований действующего законодательства России в части гарантий и безопасности пассажиров, трудовых и конституционных прав работников.
Еще один важный пункт, о котором я уже ранее говорил – заключение цивилизованных договоров на пассажирские перевозки в городах и районах. Необходимо индексировать и возмещать выпадающие доходы ПАТП, которые образуются в результате вмешательства власти в процесс регулирования стоимости проезда.
Также считаю целесообразным принять республиканскую программу по обновлению пассажирского автомобильного транспорта, в том числе во избежание увеличения стоимости проезда для нашего населения.
Отправить комментарий