Запрет на автобусы малой вместимости обездолил целую группу населения Сыктывкара

Январь для большинства жителей микрорайона Орбита начался со стресса: после долгих каникул в первый же день многие опоздали на работу. Причина оказалась проста – не было автобусов.

Запрет на автобусы малой вместимости обездолил целую группу населения Сыктывкара

Точней, не стало привычных «газелек», которые шустро развозили всех желающих, а вместо них появились «Пазики». Ходили они редко, брать их приходилось чуть ли не штурмом, о комфорте говорить было и вовсе смешно. Что самое грустное – «газельки» не появились ни на следующий день, ни спустя две недели. И сейчас горожане полной чашей хлебают «перемены к лучшему», которые им приготовила в качестве новогоднего подарка администрация города. Эти самые хвалёные «Пазики» в часы пик похожи на селёдочные бочки, где люди на разные лады поминают и «Ванятку-затейника», и хозяев «комфортабельных» автобусов, с грустью вспоминая «газельки», в которых каждый пассажир мог спокойно сидеть, а не стоять на одной ноге или висеть в проходе на поручнях…

Во благо населения?

Впрочем, страдают сегодня не только жители Орбиты. В Больничный городок теперь можно попасть разве что на такси – администрация города закрыла привычный для жителей этого микрорайона маршрут за номером 22. Как говорят – за ненадобностью.

Почему такое стало возможно? Да потому, что администрация Сыктывкара решила «улучшить» пассажирские перевозки в городе. А для этого провела конкурс по введению единого перевозчика. Понятно – во благо горожан. В полном соответствии с постановлением № 11/4178 от 12 октября 2012 года был объявлен конкурс «по выбору контрагента, обеспечивающего организацию перевозки пассажиров и багажа по автобусным маршрутам на территории МО ГО «Сыктывкар». Фактически же был проведён конкурс не на перевозку пассажиров, а на наделение функциями администрации некоего ООО «СыктывкарГорТранс». И с 1 января был наложен запрет на перевозку пассажиров автобусами марки «Газель». Без объяснения причин. А на остановках появились объявления следующего содержания: «Уважаемые пассажиры! В случае перебоя движения автобусов малой вместимости (а/в Газель), пользуйтесь автобусами других маршрутов, следующих в попутном направлении».

Конечно же, кроме недоумения, это вызвало большое недовольство у населения. Вы только представьте себе: я привык ездить по своему маршруту, причём сидя, без каких-то задержек, а тут – полный облом! Мало того, что приходится ждать этот неторопливый «Пазик», так ведь в нём наверняка придётся стоять, да ещё и «держаться зубами за воздух»! Людей вечером набивается столько, что на поворотах кажется, что вот-вот этот «гроб на колёсах» ляжет на бок и вся масса людей рухнет друг на друга! Поневоле вспомнишь о маленьких «газельках»!

Война на выживание

Надо отметить, что война на выдавливание «Газелей» с улиц Сыктывкара вёдётся давно, но обострилась она с осени прошлого года. Трудно сказать, кому из начальства так сильно не угодили эти маленькие автобусы, только на них посыпались жалобы со всех сторон. И тесные они, и некомфортные, и аварий много происходит, и люди травмируются. Самое интересное, что аварии совершают не автобусы, как известно, а водители, поэтому обвинение, в сущности, не по адресу. Маловместительные? Так их много бегает, пассажиры вроде как были довольны.

Объявленный конкурс был явно предвзятым. В его условия закладывались такие пункты, которые исключают участие в перевозке «Газелей» как таковых. Во-первых – вместимость. В «Реестре регулярных автобусных маршрутов общего пользования на территории МО ГО «Сыктывкар» (Приложение №3 к постановлению администрации города о конкурсе) указывалось, что вместимость автобусов должна быть не менее 36 мест, а многих и вовсе 70. Надо сказать, что эти условия весьма сложно исполнять: маршруты эти будут если и не убыточными, то уж точно нерентабельными. Сложилось уже так, что маршруты наработаны, люди, их обслуживающие, знают, какова наполняемость в течение суток, когда нужно больше тех же «газелек» пустить, а когда меньше. К тому же выяснилось, что победитель конкурса ООО «СыктывкарГорТранс» не имеет столько автобусов нужной вместимости, а потому победа в конкурсе, в сущности, липовая! Автобусы либо будут ходить полупустыми (при соблюдении графика), либо не будут соблюдать график вообще. Другого не дано.

Впрочем, какое дело организаторам конкурса до комфорта пассажиров? У них теперь будет один перевозчик, имеющий большие автобусы. Цель достигнута?

Из истории вопроса

Сегодня многие жители той же Орбиты в недоумении: по каким улицам ходят автобусы, с каким интервалом? Почему исчезли «газельки»? Ответов на эти вопросы получить не у кого. Кто-то очень умный в одночасье ухудшил условия жизни тысяч людей.

Стоит вспомнить, что система перевозок в городе складывалась не одно десятилетие. Чуть ли не целые поколения чиновников и автоперевозчиков бились над её созданием. Появление «Газелей» фактически решило проблему: до начала января ездить по городу можно было если и не комфортно, то хотя бы быстро. Что будет завтра – никто не знает.
Есть и ещё одна сторона дела. На «Газелях» работало не менее 200 человек. Владельцы транспорта, кондукторы, механики, медики, водители. Это был их бизнес, который складывался годами, а то и десятилетиями. Сейчас это действующая система, хорошо организованная, со своим автопарком, обученными людьми. Только их всех в одночасье лишили куска хлеба. Хотя администрация как раз обещала, что ничего подобного не случится.

Особенно пострадали те, кто вложил в перевозки свои средства. В течение ряда лет администрация внушала им, чтобы те расширяли своё дело, обновляли технику. В расчёте на это несколько человек взяли кредиты и купили новые машины. И сейчас они станут банкротами, поскольку их просто вычеркнули из жизни! Они стали не нужны, как, впрочем, и остальные работники «Газелей».

Ещё два слова о том, как выдавливали «Газели» с маршрутов. В конце лета на всех остановках и в больших автобусах появились объявления о том, что «маршрутки» обязаны возить льготников. «Газелисты» хоть и несли убытки, но терпели, надеясь получить какую-то компенсацию тем или иным способом. Хотя бы путём заключения договора с администрацией города. Увы, о потерях можно забыть, потому как никто им ничего не компенсировал, а теперь об этом и говорить уже не с кем. Их просто «кинули». А вот новый перевозчик наверняка компенсацию за перевозку льготников получать будет. Причём суммы, выделяемые на компенсацию из бюджета города, как утверждают знающие люди, измеряются десятками миллионов рублей. Интересно, в чей карман они попадут?

Малый бизнес – красивый лозунг?

Итак, что мы имеем? Президент страны, премьер-министр, известные и не очень экономисты на разные лады твердят о развитии малого бизнеса. А администрация Сыктывкара одним махом уничтожает хорошо организованный бизнес, оставляя без работы (и средств существования) владельцев порядка двухсот машин. А заодно ухудшает ситуацию в городе и настраивает против себя население. Зачем? В надежде, что новая система будет работать лучше? Но ведь было уже такое, причём не раз! Не далее как десять лет назад тогдашнее ПАТП провалило все перевозки, город был на грани автобусного коллапса. Похоже, учиться на чужих ошибках у нас не умеют, предпочитая набивать собственные шишки. Тогда ситуацию спасли как раз «Газели». Неужели история повторяется?

В настоящее время возмущённые люди, оставшиеся без работы, обратились во все инстанции: в УФАС республики, прокуратуру, к Президенту страны, к Уполномоченному по правам человека. Слово – за администрацией. Ещё не поздно вернуть «Газели» на маршруты…

komikz.ru

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26