В столице Коми побывали участники мотоэкспедиции «Только на Север», посвященной 100-летию экспедиции Георгия Седова на Северный Полюс. В Коми республиканском эколого-биологическом центре путешественники, которые по совместительству оказались представителями Всероссийского общества охраны природы, встретились с местными экологами.
Любители экстремальных путешествий и мотоциклов под предводительством известного российского путешественника Олега Капкаева проехали на байках по маршруту «Надым - Салехард - Лабытнанги - берег Северного Ледовитого океана – Воркута», их ждали в Сыктывкаре на несколько дней раньше. Но из-за капризов природы участники экспедиции смогли добраться только к вечеру субботы. Причем добирались уже на машине и втроем. Хотя изначально в экспедиции принимали участие 12 человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Тюмени, Екатеринбурга, Владимира и Нового Уренгоя.
- Нас осталось мало, потому что экспедиция чуть затянулась в связи с погодными условиями в чудесной Республике Коми, - пояснил Олег Капкаев, представив своих спутников Олега и Александра Максимовых из Тулы. – Мы пережили несколько сильных метелей. Сначала застряли за 80 километров до Воркуты, пришлось двое суток провести в поле. Потом, когда уже ехали обратно, от океана, преодолев 25 километров, опять попали в пургу и застряли. Последняя метель застала нас, когда мы ехали из Воркуты в Сыктывкар.
Вообще снег и метели, по словам путешественников, стали одними из самых сильных впечатлений от поездки.
- Снег-то ладно, но в сочетании с ветром он дает удивительный эффект. Мы шли перед машиной и показывали дорогу, потому что ничего не было видно, вообще – через два метра предмет было не разглядеть, - отметил Олег Максимов.
- Нам постоянно звонили из администрации городов и спрашивали, когда же мы приедем. Складывалось такое впечатление, как будто не знает никто, какие там погодные и дорожные условия, - удивлялся Олег Капкаев.
Присутствовавшие местные улыбнулись, пояснив, что по зимнику почти никто и не ездит, главный транспорт на севере региона - железная дорога и самолеты.
«Местными» оказались активисты группы «Экологи Коми» Нина Кустова, Владилена Гимадиева и Александр Попов, а также представители эколого-биологического центра. Чуть позже к беседе подключилась Нина Мингалева, представляющая отдел муниципального контроля и охраны окружающей среды столичной мэрии.
- Просто так кататься уже неинтересно, мы уже и так объездили полмира, теперь нам интересна некая идеология, - прокомментировал свой интерес к теме экологии Олег Капкаев, за плечами которого путешествия в 50 стран - общей протяженностью более 200 тысяч километров. - Россия – наша страна, его, моя, ваша. И поэтому очень хочется знать ее. Видеть, что на самом деле она представляет, какие есть в ней плюсы и минусы. Ведь, по сути, эта территория для многих, живущих в центральной России, - сплошное белое пятно. Русское географическое общество и ВООП поддерживают наши начинания. Они дают нам толчок, идею.
Методист Коми республиканского эколого-биологического центра Екатерина Дунаева рассказала о проектах, которые реализуются в их учреждении. В частности – о проекте по сортировке мусора.
- Очень часто мы слышим о том, что в сфере экологического образования наши учебные центры и школы делают большие успехи, они ведут исследовательскую деятельность, ездят на конференции. Но на самом деле детей можно сколько угодно учить экологии, но толку от этого будет немного, пока не изменится отношение к проблемам окружающей среды в семье и в обществе. И правильнее говорить не об образовании, а о воспитании. Мы решили провести эксперимент по раздельному сбору мусора и приучить к этому хотя бы тех детей, которые обучаются у нас в центре – это около тысячи человек, - рассказала Екатерина Дунаева.
Методист пояснила, что педагоги нашего центра разработали программу, изучив, какой мусор в Сыктывкаре можно сортировать и что можно перерабатывать. В течение года планируется разработать полноценную базу для педагогического внедрения программы в других школах города и республики.
- Нам кажется, что этот эксперимент найдет отклики в учебных заведениях. И у нас есть гипотеза, что дети благодаря этой программе начнут задумываться о мусоре как таковом, о ресурсах, которые мы используем, научатся бережно относиться к окружающей среде, - высказалась представитель центра.
Олег Капкаев, внимательно выслушав рассказ, отметил, что в Санкт- Петербурге подобная программа была признана нерентабельной и, просуществовав не более полутора лет, канула в Лету.
- Это оказалось экономически невыгодно, потому что у нас всего два мусороперерабатывающих завода. К тому же сама сортировка была не самым простым делом, так как культура процесса не была привита правильно. В итоге программу закрыли - отметил путешественник.
- Мы в этом случае говорим о сортировке только того мусора, который может быть переработан. А это пэт-бутылки, потому что у нас есть компания, которая может из этих упаковок сделать нетканое волокно. Также мы можем перерабатывать макулатуру. Пищевые отходы тоже можно сортировать, большинство из них может идти на корм животным эколого-биологического центра. Этот проект тем и хорош, что он максимально ориентирован на наши местные условия, - прокомментировала Владилена Гимадиева.
О переработке макулатуры рассказала Нина Кустова, представив гостям проект «Вторая жизнь», который уже второй год реализуется в Сыктывкаре.
- Проект начался с того, что мы поняли такую вещь: у нас в городе есть переработчик макулатуры, и есть люди, которые не против сдавать ненужные бумагу, газеты, картон, - начала с истории вопроса рассказчица. - Но нет схемы, которая могла бы объединить эти два звена. Проблема заключается в том, что предприятию нужны большие объемы, а у людей, частных лиц, макулатуры дома не так уж и много. Мы собрали 12 школ, предложили им акцию. В первый раз мы собрали около трех тонн макулатуры. Сейчас в нашем проекте стабильно участвуют 40 школ города, более того, к нам начали подключаться предприятия и госучреждения. И к сегодняшнему моменту мы собрали более 60 тонн макулатуры на переработку. И главное, дети, понимают, для чего они это делают.
Нина Кустова также отметила, что вторым этапом проекта может стать сбор пластика, так как одна из компаний республики, прежде занимавшаяся утилизацией лома, планирует ввести линию по переработке пластика.
- Вот по поводу детей, в нашей стране главная ошибка всех экологических организацией заключается в том, что все сразу хотят решить какую-то глобальную проблему, - подал реплику Олег Капкаев. - Но при этом мало кто задумывается, что подрастающее поколение, наблюдая за этими попытками, иногда не понимает, зачем вообще это делается. Очень важно, чтобы дети понимали и ценили. Мне в этом смысле очень порадовала Воркута, где существуют программы для детей 10-12 лет при биологическом факультете. Ребята изучают конкретные виды растений, которые распространены на территории их района. Купальницу, например. Знают, как охранять эти виды и для чего. Мы, взрослые, можно сказать, затоптали все, что растет на нашей земле. Но когда видишь детей, которые точно знают, какие цветочки должны расти в их тундре, становится даже радостно. Если знают, значит, лишний раз топтать не будут, - резюмировал путешественник.
С экологических тем разговор вернулся к впечатлениям путешественников от поездки.
- Меня удивило то, насколько непредсказуемая ситуация у нас на дорогах, ну или там, где подразумевается некое соединение одного пункта с другим, - отметил Олег Максимов. - Мы ехали из Надыма в Салехард. Сейчас там идет серьезное строительство трассы. Это кажется чем-то фантастическим. Потому что сейчас, когда дороги нет, машины, фуры с грузами могут стоять без движения по несколько дней, именно потому что нет дороги. Нет никакой стабильности, ничего нельзя планировать и прогнозировать. При этом очевидно, что в транспортировку грузов в этих местах вкладывается финансирование, причем немалое, но все зависит лишь от воли природы.
- Огромная доля нашей энергетики сосредоточена в Ямало-Ненецком округе и в Коми, - поддержал мнение коллеги Капкаев. - Но нет возможности нормально доехать из одного города в другой. Я сам служил в Забайкалье и был уверен: знаю, что такое зимник. Но когда мы попали на ваш Север, я понял, что ничего не знаю. Еще неприятно поразило взаимоотношение компании, занимающейся, как тут принято говорить, «трубой», и всего остального мира. Мы стоим в метели больше суток, снега намело реально выше крыши автомобиля. Стоит двадцать машин, которые не могут никуда тронуться, потому что дороги нет. На расстоянии 200 метров работает бригада тех, которые с «трубой». У них есть техника, которая легко может почистить 15 километров, на которых мы застряли. Но они занимаются «трубой», и больше им ни до кого нет дела. Причем это ведь рядовой случай. Я дозвонился до администрации ближайшего города, на что мне сказали, мы вам вызовем МЧС, а технику вам придется в снегу оставить.
Отправить комментарий