В последнее время жителям дальних ижемских сел и деревень все труднее добираться до райцентра. В первую очередь страдают пассажиры-льготники.
— Льготников перевозит лишь АТП. Еще в конце прошлого года это предприятие сократило рейсы между поселком Щельяюр и райцентром. Попасть на «большую землю» можно только рано утром и поздно вечером. А по социальным проездным (250 рублей за 40 поездок) ездят пенсионеры и инвалиды, которые постоянно нуждаются в медпомощи, — рассказал «Трибуне» житель Щельяюра Александр Терентьев. — Хотя частники курсируют, но с ними ездить накладно, за поездку туда и обратно нужно выложить из скудной пенсии более трехсот рублей. Серьезную обеспокоенность вызывает и ситуация с АТП. Стабильности нет, водители увольняются. Ходят слухи, что АТП подводят к банкротству...
Когда-то Ижемское пассажирское АТП, входившее в структуру ГУП РК «Комиавтотранс», считалось одним из лучших в республике. У руля АТП стоял тогда опытный хозяйственник Василий Сумароков. Во многом благодаря его усилиям, транспортную проблему в районе удавалось решать. Несмотря на «убитую» дорогу, в ту пору даже до Мошъюги курсировали автобусы.
Но в последние годы ситуация изменилась к худшему.
Убыточные рейсы
— ООО «Ижемское АТП» сегодня ощущает финансовые проблемы, — говорит его руководитель Евгений Чупров. — По сути, мы выполняем социальные рейсы, перевозим льготников. По условиям договора с районным муниципалитетом обслуживаем жителей заречья, Щельяюрского, Красноборского, Кельчиюрского поселений, сезонно — припечорский куст и маршрут Кой-ю—Ижма. Выполняем также рейс Том—Керки—Ухта. Маршруты внутри района убыточны. Даже маршрут Ижма—Ираель последнее время не приносит дохода. Но если выпадающие доходы ираельских рейсов в полном объеме компенсирует Дорожное агентство, то с районными — проблемы, мы до сих пор не в полном объеме получили компенсацию за прошлый год. Этот вопрос будут рассматривать депутаты райсовета на ближайшей сессии. К примеру, на 513-м маршруте (Ижма—Щельяюр—Усть-Ижма—Щельяюр—Ижма) пришлось сократить количество рейсов и поменять расписание. Жители этих поселений стали заложниками возникшей ситуации. На этом маршруте нам конкуренцию составляют частники.
Скоро снова будет возобновлен рейс Том—Керки. Пока дорога совсем не испортилась, на этом маршруте ездят частники. Но с приходом весны настоящей палочкой-выручалочкой будет наш вездеход «Урал».
В зависимости от рентабельности рейса компенсация из бюджета для возмещения составляет от 70 до 100 тысяч рублей. По нашим подсчетам, за нынешний год для возмещения выпадающих доходов потребуется уже 2 млн 200 тысяч рублей. Если депутаты не заложат необходимую сумму, то в районе может быть транспортный коллапс. На нерентабельных маршрутах другие перевозчики не хотят работать и даже не принимают участия в конкурсах.
Какой с них спрос?
Цены на топливо и запчасти постоянно растут. Изношенность техники в автохозяйстве достигла 86 процентов. Опытные водители уходят из-за маленькой зарплаты.
В ближайшее время тарифы на проезд в районе планируется повысить на 6-10 процентов, но это не решит проблем АТП.
— Некоторые автобусы эксплуатируются на наших ухабистых дорогах уже более 10 лет, — продолжает директор. — Нас вытесняют и «пираты на колесах». Практически нет контроля над извозчиками-рвачами. А какой спрос с частников-нелегалов? Расписания они не придерживаются, выходить в регулярные рейсы также не обязаны. Часто игнорируют правила пассажирских перевозок, согласно которым они должны выполнять те же требования, что и наши водители: проходить стажировку, ежедневное медицинское освидетельствование, техосмотр и т.п. Хуже всего то, что они не несут ответственности за безопасность движения.
Отправить комментарий