Сыктывкарский кондуктор: «Тяжело, но уйти не смогу»

Одна из самых распространенных претензий горожан, которые они высказывают на «прямых линиях» с чиновниками, касается расписания движения автобусов и работы кондукторов – мол, и грубые они, и неопрятные, и в салоне грязно.

Сыктывкарский кондуктор Тяжело, но уйти не смогу

Конечно, это замечание с определенной долей обобщения, но спорить с ним трудно, потому что такие факты имеют место, многие из нас ежедневно пользуются общественным транспортом и все это наблюдают. Так кто такой кондуктор? Что это за профессия такая? Сегодняшний собеседник агентства БНК – аноним. Девушка, работающая на одном из автобусов под «крылом» «СыктывкарГорТранса», согласилась на интервью только с этим условием.

- Вид у вас уставший.

- Не выспалась. Сегодня вернулась домой в два часа ночи, когда смена закончилась. Подменяла на другом маршруте. Сегодня отсыпной, завтра заступать на свою смену. А так мы работаем по графику «два через два».

- Какое у вас образование, как давно вы работаете кондуктором?

- Образование педагогическое. А вы думаете, там все без образования? Есть люди и с высшим. Просто, может, идти им некуда, я не знаю. Сама работаю здесь лет пять точно. Больше всего нравится график. Это удобно – и дома успеваю в обед что-то поделать, и потом еще два выходных. Где еще такой график с такой же зарплатой и возможностью подмениться в любое время дня и ночи?

- Что самое трудное в работе?

- Рано вставать. В среднем встаю в 5 часов утра. Бывает и раньше, потому что есть выезды и до пяти. После половины шестого движение уже регулярное.

- Не укачивает?

- Раньше вообще автобусы не переносила. Устроилась – привыкла.

- Как проходит смена?

- Встала, оделась, поела, вышла из дома. Водитель за мной заезжает уже на автобусе. Все. Выходим на маршрут. День отработали, сходили на обед. Есть ранние смены, есть «дежурки», которые заканчивают позже всех. Диспетчерская так составляет расписание, что некоторые съезжают с маршрута уже в 18.00-18.30 - они начинают работать раньше, могут даже без обеда. Кто заканчивает позже, у них обед длиннее. Например, вчерашняя наша смена закончилась в час ночи, в 1.10 мы уже в гараже - сдаем кассу кассиру предприятия, моем автобус (я мою салон, водитель - снаружи). Водитель весь день за рулем, поэтому, если обед длинный, я заставляю своего водителя спать.

- А утром?

- Если на следующий день не наша смена – на этом автобусе поедет сменщик, у него, как правило, свой кондуктор. Если смена наша – водитель проходит предрейсовый осмотр, иначе медработник печать в путевку не поставит, получает билеты и документы, автобус проверяют. Кондукторы осмотр не проходят, грубо говоря, они на смену могут выйти и больные, и после праздника.

- Почему кондуктор не проходит осмотр?

- А мы не в штате. По-моему, есть официально устроенные кондукторы, но их единицы. Обычно бывает так: водитель оформляется на предприятие, ему дают автобус, маршрут – и все, зарабатывай. Он уже сам приглашает кондуктора, оговаривает с ним оплату. Некоторые водители своих детей или родственников берут на подработку, на подмену. Чтобы на карман заработали.

- То есть как это?

- «СыктывкарГорТранс» – некоммерческая организация, она объединяет несколько предприятий, там дела не очень идут, скоро, наверное, обанкротится. Не удивлюсь, если какая-то машина приносит прибыль в карман напрямую какому-нибудь дяде - работает неофициально и все, может быть и такое. Но мы в эти детали не влезаем, нам все равно не скажут, зарабатываем и все. И для начальства самое главное, чтобы машина работала, чтобы был доход. У нас водители, чтобы на ремонт не вставать в рабочее время, выходят в свой законный выходной, потому что за простой на ремонте платят копейки. Потом не отдохнувшие выходят на смену. Запчасти, если есть, выдает предприятие, если нет – колдуй, как можешь.

Я кондуктором всегда неофициально работала. Трудовая книжка лежит дома. Стаж не «капает», отчислений разных, естественно, нет. А куда я денусь? Да и пока я доживу до пенсии, все сто раз поменяется, и не будет столько молодежи, которая будет работать на пенсионеров и делать отчисления в пенсионный.

Если бы были устроены официально, это бы всех устраивало. Много молодежи, которая хотела бы работать по трудовой, но начальству это не выгодно. И все об этом знают — налоговая, трудинспекция, администрация. Всем все известно, но все покрывается, никто ничего не может сделать, кто-то пробовал жаловаться – бесполезно. Но в таком положении и плюсы есть, и минусы. Нам есть с чем сравнить. В «Альфа-Трансе», где бастовали недавно из-за того, что им зарплату урезали, люди устроены официально. Кондукторы там работают по 8-10 дней без выходных, потому что их не хватает. Постоянно кто-то на больничный выходит, особенно в праздники. Мне больничный не нужен, я болею редко, а если что серьезное – так муж прокормит. Я в «Альфа-Транс» не пойду. Там график не устраивает. И, например, если машина поставлена в резерв на случай, если кого-то надо подменить на линии, ты должен сидеть хоть с пяти утра в гараже и ждать, пока автобус в резерве, никуда отлучаться нельзя. А я буду сидеть дома, если надо, водитель мне просто позвонит.

- Сколько вы зарабатываете?

- «Дежурка» за смену продает около семисот билетов. Что, думали, больше? Думаете, если автобус полный, то все за билеты ездят? Да там половина на удостоверениях и проездных. Кто инвалид с детства, кто еще что-то. Мы их возим за свой счет. Предприятие получает компенсацию от города, нам от этого ничего не перепадает.

- Хорошо. Берем калькулятор. 17 рублей умножаем на 700 билетов – это 11 900. Около 12 тысяч рублей за смену.

- Эту сумму делите пополам, потому что 50 процентов заработанного водитель отдает организации. Половина остается ему. Ну, пусть шесть тысяч рублей. С них он должен заплатить кондуктору и заправить половину бака (наполовину заправляет предприятие). Водители договариваются сами – одни платят кондукторам 12 процентов, мой платит мне 15. Сколько уходит на солярку, не знаю. Литры у всех разные, в зависимости от двигателя, от возраста машины, от того, какой маршрут и сколько «кругов» делают за смену. Может быть, до полутора тысяч и уходит на горючее. Плюс обед. Если идем в столовую, в среднем на человека надо 100-150 рублей, а нас двое. Зарплату я получаю каждый раз после смены, в среднем от тысячи до 1300. Сколько в целом за месяц выходит, не считала. Тысячи 22 получается за 15 дней работы с утра до ночи.

- Недавно депутаты городского совета приняли решение не поднимать стоимость проезда в автобусах и компенсировать перевозчикам затраты, называлась сумма около девяти миллионов рублей. 17 рублей за билет – это достаточная цена?

- Я не знаю, как рассчитывается цена билета. Там и запчасти, и ремонт, и зарплата водителя, и доля организации... Мне трудно сказать. Работаем и работаем.

- Какие есть способы «левого» заработка?

- Как бы так выразиться… Кто во что горазд. Если с умом, то можно многое сделать. Но бензин мы не сливаем. Мы же сами его заправляем, нам смысла нет сливать. А вот билеты поддельные – да. Есть такое. Водители их сами где-то достают. И я не против. Я тоже заинтересована в том, чтобы водитель зарабатывал. Без этого никак. Но, если что-то пойдет не так, его же уволят, а не тебя. Контроль на линии постоянный, поэтому мы с утра до вечера на телефонах. Пока контроля нет, пусть чуть-чуть, но на обед хотя бы заработать можно, чтобы минуса в зарплате не было. Уже нормально.

- Часто конфликты в автобусе случаются?

- Ситуации разные бывают. Но я не ругаюсь. Разворачиваюсь и ухожу. Научилась уже со временем защищаться и не принимать близко к сердцу, не обращать внимания. Есть пассажиры, которые как будто специально заходят в салон поругаться. Им не нравится все и категорично — начиная от внешнего вида автобуса и заканчивая вежливым кондуктором. Есть, конечно, хамы-кондукторы. Ну а что вы с ними сделаете? Они же неофициально работают. У меня даже корочка есть где-то, что прошла кондукторские курсы, там было вплоть до оказания первой медицинской помощи. Грубо говоря, идея, которую до нас доносили, - «тебя бьют, а ты улыбайся». Тебя будут колотить, матом посылать, а ты стой и улыбайся, потому что у тебя работа такая. Подобные инциденты у меня бывают очень редко. Один раз за ручку вывела из автобуса мужчину, который закурил в салоне. Очень хотелось поддать ему, но не рискнула, сама бы виноватой и оказалась. Мне нравится бешеный ритм, общение, но не нравятся бешеные пассажиры. Что поделать, у всего есть недостатки.

- Среди часто встречающихся жалоб – это неудобные маршруты и расписание.

- Расписание составляем не мы. Но оно рассчитано до минуты. Кто ездит постоянно в одно и то же время, тот привык.

- Как насчет нарушения правил дорожного движения? Сплошь и рядом – превышение скорости, обгоны, неправильные перестроения, езда по обочине.

- А как вы хотите - чтобы мы за две минуты долетели туда, где пробка 22 минуты? Сами пассажиры сидят и ругаются. Если ты опаздываешь сильно, приходится или круг пропускать, или «лететь» на свое время.

- Что бы вы изменили в своей работе?

- Начальство поменять и убрать с линий контроль. Тогда будет все хорошо.

- Тогда на маршрутах начнется беспредел.

- Ну ладно, пусть контроль будет, но не такой, как сейчас. У нас многие не выдерживают давление начальства и контроля, уходят, вместо них берут молодежь, которая носится по городу, бьет машины. А у нас такой контроль на предприятии, что могут напакостить, подставить тебя. Пассажиров специальных подсаживают, подлетают на машинах к конкретному автобусу, «подрезают», ищут «левые» билеты. Иногда пассажиры, кто знает всю нашу «кухню», нам помогают. Требуют у контролеров удостоверения, вступаются за нас, «теряют» билеты.

- Как относитесь к предложению, чтобы у кондукторов была униформа?

- Пускай бы была, но не балахоны, а удобная. Пусть выдадут. Так ведь не будет такого, им не выгодно.

- На некоторых маршрутах используют портативные терминалы - кассовые аппараты. Удобно?

- Нет. Они мешают, цепляются за все, не пропечатывают билеты. В больших городах от них уже отказываются. Однажды начальство сказало: «Давайте поставим в автобусы турникеты, а от кондукторов откажемся». Мы сказали: «Давайте». Да не будет никто за билеты платить! Часть народу будет проходить через турникет, а остальные - через двери для высадки пассажиров. Помните, была система талончиков, которые надо было самим «пробивать»? Многие ездили бесплатно. И сейчас пассажиры не хотят платить, пока к ним кондуктор не подойдет. Таких потенциальных «зайцев» примерно половина из тех пассажиров, кто платит.

- И со всеми минусами, которые вы перечислили, вы все равно работаете кондуктором…

- Это бешеный ритм жизни, я не могу сидеть на месте ровно, мне уже сколько раз предлагали устроиться то туда, то сюда - не буду, не могу.

bnkomi.ru

Сыктывкарский кондуктор Тяжело, но уйти не смогу

Сыктывкарский кондуктор Тяжело, но уйти не смогу

Сыктывкарский кондуктор Тяжело, но уйти не смогу

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26