Заложники реформ. Работники Сыктывдинского ДРСУ протестуют против распродажи предприятия

Трудовой коллектив Сыктывдинского ДРСУ ОАО «Автодор Коми» – ОАО «Коми дорожная компания» принял обращение к Главе РК Вячеславу Гайзеру, под которым подписалось 67 работников компании.

В письме дорожники просят «предотвратить распродажу государственного имущества и, как следствие, потерю работы для многих дорожных рабочих республики».

Против слияния

В обращении отмечается, что с 2004 года дорожный комплекс республики подвергается реформированию. Достаточно вспомнить нашумевшую историю реорганизации «Комиавтодора», когда самостоятельные предприятия – дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ) Сыктывкара, Ухты, Сысольского и Княжпогостского районов, будучи ГУПами, путем слияния всех ликвидных активов по инициативе правительства республики были объединены в ГУП РК «Автодор Коми». Такое слияние обосновывалось необходимостью усиления госконтроля в дорожной сфере и повышения эффективности использования госимущества, оптимизации управления и повышения качества работ и услуг по содержанию, ремонту и строительству дорог и мостов. Кроме того, реформирование было связано с убыточностью дорожных предприятий.

Однако на тот момент работники Сыктывкарского ДРСУ расценили такой шаг как умышленный захват компаний дорожно-строительной отрасли. Активное сопротивление принятому решению со стороны коллектива Сыктывкарского ДРСУ ни к чему не привело. По словам председателя профкома первичной профсоюзной организации Сыктывдинского ДРСУ (именно так стало именоваться после присоединения бывшее Сыктывкарское ДРСУ) Владимира Черняева, работники были против слияния, так как считали, что происходит рейдерский захват стабильно работающего, конкурентоспособного предприятия с высокой производительностью труда и рентабельностью, достойной зарплатой. Тогда, в 2004 году, конфликт удалось погасить не только уговорами со стороны Агентства РК по управлению имуществом и Дорожного агентства РК, но и силами ОМОНа.

Нарушений не установлено

Спустя время, в 2007 году, ГУП РК «Автодор Коми» было преобразовано в ОАО «Автодор Коми», в котором 100% акций стало принадлежать государству – Республике Коми. Представителем собственника было Агентство по управлению имуществом в лице его руководителя. Интересы государства в ОАО «Автодор Коми» стал представлять образованный в 2007 году Фонд поддержки инвестиционных проектов РК. По мнению В.Черняева и тех, кто подписался под обращением к Главе РК, с 2008 года начался этап преобразования госактивов компании в частные. В 2008 году ОАО «Автодор Коми» учреждает ООО «Автодор Комплект» и передает в его уставный капитал недвижимость, асфальтобетонный завод, технику на сумму почти 148 миллионов рублей, получив взамен 49-процентный пакет акций «Автодор Комплект». После чего заключается договор аренды, по которому ОАО «Автодор Коми» арендует свою бывшую технику у ООО «Автодор Комплект» и платит арендную плату в миллионы рублей. По мнению В.Черняева, таким образом были выведены государственные активы в дочерние ООО, началась подготовка ОАО «Автодор Коми» к банкротству и продаже госимущества по низким ценам. Об этих фактах в своем обращении на имя прокурора РК В.Поневежского в апреле 2009 года сообщил бывший начальник юротдела ОАО «Автодор Коми» В.Жохов.

В прокурорском ответе на обращение В.Жохова говорится, что действия руководства «Автодор Коми» осуществлены в рамках действующего законодательства. В частности, нарушений процедуры приватизации имущества и акций не установлено. Более того, «с момента передачи в уставный капитал ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов РК» 100% акций ОАО «Автодор Коми» государство не имело и не имеет в настоящее время каких-либо активов (движимого или недвижимого имущества) в ОАО «Автодор Коми». Доводы о том, что ведется подготовка к выводу государственных активов и банкротству предприятия, продаже гос-имущества по низким ценам, учреждения ООО «Автодор Комплект», заключения договоров имущества, переданного в качестве уставного капитала, своего подтверждения в ходе прокурорской проверки не нашли. Такой вердикт в июне прошлого года вынес начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры РК А.Ладанов.

Без согласования с профсоюзом

Но на этом перипетии не закончились. В 2009 году начался обратный процесс – ОАО «Автодор Коми» преобразовали путем дробления в пять ОАО: «Проектно-изыскательская компания», ОАО «Дорожно-сервисная компания», ОАО «Коми дорожная компания», ОАО «Комидорресурс» и ОАО «Автодор Коми».

– Нам непонятно, для чего проводятся бесконечные реорганизации, – недоумевает В.Черняев. – Видимо, разукомплектование компании произведено с целью «прихватизации» дорожного комплекса республики в частные руки за бесценок. Тому подтверждение – объявление открытого конкурса на право заключения договора купли-продажи пакетов акций раздробленного на пять компаний ОАО «Автодор Коми». Торги назначены на 28 января этого года. Но в итоге всех этих манипуляций дестабилизируется работа, уходит имущество, что неминуемо приведет к потере госконтроля. Действия руководства компании провоцируют уход высококвалифицированных кадров, уменьшается зарплата и уровень социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Если до присоединения к «Автодору» в 2004 году минимальная ставка рабочего первого разряда соответствовала отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству, то к 1 мая 2009 года ее занизили более чем в два раза. Республиканским отраслевым соглашением по дорожному хозяйству установлена тарифная ставка первого разряда рабочего 4720 рублей. По госконтрактам, заключенным ОАО «Автодор Коми» с Дорожным агентством РК, финансирование предприятия ведется на уровне тарифных ставок согласно отраслевым соглашениям. Однако заработная плата работникам «Автодора Коми» выплачивается из расчета тарифной ставки 1 разряда в 2200 рублей. Куда уходят остальные деньги? Обращения в прокуратуру в 2008 году привели к тому, что в адрес руководства надзорным органом было направлено предписание произвести перерасчет зарплаты с 2005 года. Но воз и ныне там. Замечу, что «Автодор Коми» – единственное из дорожных предприятий республики, отказавшееся присоединиться к отраслевому тарифному соглашению. Это ударило по интересам работников, так как уровень оплаты труда не был согласован с профсоюзом.

Унижение рублем

По словам В.Черняева, весной прошлого года работники были переведены на 4-часовой рабочий день с мая по ноябрь «в связи со снижением объемов работы и во избежание простоев». И это – в трудоемкий период для дорожников, когда идет ремонт автотрасс.

– Работники сильно потеряли в доходах, – отметил Владимир Черняев. – Зарплата некоторых из них стала ниже прожиточного минимума. Как сегодня прокормить семью на пять тысяч рублей в месяц?! При этом зарплаты менеджеров, ИТР зашкаливают за десятки тысяч рублей, у АУП – за 100 тысяч рублей в месяц! В 2007 году средняя зарплата по предприятию была 19 тысяч рублей. В 2009 году водитель автогрейдера с существенной переработкой получал 10-14 тысяч рублей. А ведь это специалисты высокой квалификации, подготовка которых практически не ведется в республике. Такие кадры нужно беречь, а не унижать рублем. Мы обслуживаем львиную долю дорог республики. Большая часть людей трудится с переработками. Но нормы межсменного отдыха, распределения выходных не соблюдаются, не согласовываются с коллективом. В итоге это может обернуться трагедией. Ведь речь идет о безопасности пассажирских перевозок и ситуации на дорогах республики в целом. Те же грейдеристы на очистке магистралей работают в опасных условиях скоростного автотранспортного движения. Они не успевают восстанавливать силы, так как трудятся в напряженном режиме, чтобы что-то получить за месяц. Однако прокурорская проверка нарушений законодательства в части введения работодателем режима неполного рабочего дня и неполной недели не установила. Также прокуратура вынесла решение, что оклады замам и помощникам генерального директора установлены в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами предприятия и действующим законодательством.

Все по плану

Об изменениях и реформах коллектив никто не информирует, отметил В.Черняев. Чтобы выслушать мнение второй стороны конфликта, нашему корреспонденту пришлось предпринять неоднократные попытки договориться о встрече с руководством «Автодора Коми». Гендиректор находился в командировке, в его отсутствие менеджеры отказались давать комментарий.

В свою очередь руководитель Дорожного агентства РК Валерий Аликин отметил, что проведенная в 2004 году реорганизация ГУП РУ «Автодор Коми» дала положительный эффект. Укрупненное предприятие стало конкуренто-способным на рынке дорожных работ и услуг, объемы работ увеличились в 2,5 раза, повысилась производительность труда и зарплата работников.

Следуя в русле экономических преобразований в части реформирования государственных унитарных предприятий как исчерпавшей свои возможности формы хозяйствования, Правительство РК своим постановлением в 2007 году утвердило очередной план приватизации государственного имущества. В соответствии с этим планом было произведено акционирование ГУП РК «Автодор Коми». С этого момента участие Дорожного агентства РК в судьбе ОАО «Автодор Коми» свелось к взаимоотношениям на уровне «заказчик – подрядчик», резюмировал В.Аликин.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

Фото Владимира ЯЧМЕНЕВА.

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26